22-летний
Марко Раконьяц перешел в «
Локомотив» в апреле, когда многие легионеры задумывались над отъездом из
РПЛ. Для него это шанс заявить о себе и в будущем перебраться в
Серию А. К черногорцу уже был интерес от «
Удинезе», когда он играл в Сербии.
Мы поговорили об этом и многом другом. Главное:
Кто удивил в «Зените» и почему случились 0:5
Почему не побоялся приехать в Россию. Хотя было три других зарубежных варианта
Планирует учить русский и знает Семина
Случай с Акинфеевым и файером в Черногории на матче отбора к Евро не характерный
Забавный факт — в Черногории практически не пьют чай
Кумир — Бензема, главное хобби — видеоигры
«ЗЕНИТ» — САМЫЙ СИЛЬНЫЙ СОПЕРНИК В КАРЬЕРЕ. ОСОБЕННО ВПЕЧАТЛИЛИ ЛОВРЕН И КЛАУДИНЬО
— Первый тайм против «Зенит» был неплохим, но в итоге 0:5. Что произошло?— После индивидуальных ошибок, приведших ко второму мячу, мы немного сдали психологически. Но это не пошатнет нашу уверенность в дальнейшем. Мы очень много работаем, знаем, чего хотим добиться и как хотим выглядеть на поле.
— «Зенит» — самый сильный соперник в твоей карьере? По уровню игры.— Да, это действительно сильнейший соперник, против которого мне приходилось выступать. Особенно впечатлили Ловрен и Клаудиньо. Первый — своей физической мощью, высоким игровым интеллектом, тем, как хорошо читает игру. Ну и ментальностью, конечно. На каждый мяч он идет со стопроцентной уверенностью. И при этом практически не оставляет форварду пространства.
Клаудиньо — передвижениями между линиями, скоростью принятия решений, тем, как он обращается с мячом. Техничный игрок.
— В России многие считают, что с «Зенитом» в этом сезоне нереально бороться. Как тебе кажется?— Не давал бы им такого большого преимущества. Естественно, у них очень качественные игроки, но при этом свое превосходство нужно доказывать на поле — из тура в тур.
— «Локо» сейчас 13-й в РПЛ. В чем проблема?— Закончился только третий тур, рано делать выводы. У нас были определённые кадровые проблемы, много травм. Из строя выбыли Рифат, Фассон, это хорошие игроки. Но и без травмированных ребят мы начинаем привыкать к нынешней ситуации, в ближайших матчах должны показывать футбол получше.
— Чем отличается футбол в Сербии и России?— В основном — уровнем физической подготовки. Здесь игроки сильнее, темп игры выше. Что касается защиты, то центральные защитники в РПЛ тоже мощнее, но при этом они и медленнее, чем в Сербии.
СТРАХА ПЕРЕД ПРИЕЗДОМ В РОССИИ НЕ БЫЛО, ПОЧЕМУ НЕ СЛОЖИЛОСЬ С «УДИНЕЗЕ», ЗНАЕТ СЁМИНА
— Как ты узнал об интересе «Локомотива»?— Это было дня за три до реализации трансфера. Первые мысли: понимал, что это очень сильный чемпионат, а в плане физической подготовки и борьбы, наверное, один из самых сложных. Это отличительная черта российской лиги.
О стране первая ассоциация — в России очень холодно. Ну и, конечно, Москва. Это мегаполис, известный во всем мире. Из российских игроков сразу вспомнился Аршавин. Знал его, потому что в силу своей позиции плотно следил за нападающими.
— Переход состоялся в середине весны, когда многие легионеры думали над отъездом из России. Не было опасений за свою безопасность?— Страха как такового не ощущал, была некоторая настороженность. Но после общения с Томасом Цорном и другими людьми из руководства, эти опасения развеялись. Они все объяснили и рассказали, как видят дальнейшее развитие клуба.
Родные волновались поначалу, но после подписания предварительного контракта мы приехали в Россию вместе с отцом. Думаю, в клубе так и хотели, чтобы адаптация прошла быстрее. Здесь уже окончательно понял, что нет никакой проблемы.
— Тебя не беспокоит еврокубковый бан российских клубов?— Не беспокоит. Скорее, жаль, ведь еврокубки — мечта для каждого футболиста. Но есть надежда, что это не продлится долго и что в обозримом будущем запрет будет отменен.
— Еще до приезда в Россию писали, что тобой интересовались в Серии А, и это был «Удинезе». Почему трансфер в Италию не случился?— На тот момент был не только «Удинезе», а еще два зарубежных клуба. Возможно, они активизировались, так как весной я забил за молодежную сборную Черногории — как раз молодежке Италии.
Но «Чукарички» решили взять паузу в переговорах, потому что чемпионат близился к концу, я все больше забивал, практически в каждой игре отдавал голевые пасы. Они не хотели, чтобы серия прервалась на первом предложении о трансфере. Сказали нам: «Давайте подождем, какие еще будут варианты».
Позже появился «Локомотив» — он действовал наиболее конкретно и быстро. С «Удинезе» мы дольше общались, но они были не так динамичны. Поэтому на фоне интереса «Локо» ушли в тень.
— Не жалеешь о срыве перехода в Италию?— Хотел бы выступать в Серии А. Это мечта. Но, считаю, поступил правильно — в «Локо» все есть для развития молодого игрока и прогресса.
— Главное впечатление о Марвине Комппере?— Нравится, как он видит футбол, что он пропагандирует современный атакующий стиль — с очень серьезным акцентом на прессинг.
По-человечески впечатляют его упорство и преданность работе. Особенно нравится, что в команде немало молодых ребят. Нам свойственно ошибаться, но Марвин в таких случаях всегда подбадривает и оказывает поддержку.
— Фанаты «Локо» во время игр часто скандируют «Юрий Палыч, оле-оле-оле». Знаешь, про кого это?— Нет.
— Про легендарного тренера клуба — Семина.— А, его я знаю! Он и есть Юрий Палыч? Конечно, мне о нем известно. Хотя в детстве я плотно следил за Серией А, а российский чемпионат смотрел не так много. Но после того, как «Локо» стал проявлять ко мне интерес, я начал больше узнавать о клубе, в том числе узнал про Семина.
О чем еще узнал? Что «Локо» — клуб с богатой историй и что у него такая большая армия болельщиков. Не думал, что их так много.
— Планируешь учить русский?— Да. Хотя английский мне давался легче, с русским трудновато. Стараюсь, но пока не очень получается. Основные проблемы с произношением, с чтением — все ок, поскольку алфавит тоже кириллический.
— Что чаще всего тебя спрашивают про Россию партнеры по сборной?— Про условия, про тренировочную базу. Иногда выкладываю что-то в соцсети, ребят из бывших клубов впечатляет то, как здесь все устроено.
Часто спрашивают про нагрузки и работу в зале, насколько на этом делается акцент. Отвечаю, что работы в зале в России действительно больше, чем в Сербии.
— Самое крутое место в Москве?— Я полтора месяца жил на базе — только иногда выбирался куда-то с Едваем и Камано. Скоро уладят бумажные формальности, и я смогу переехать на квартиру. Поэтому пока особых мест не назову. Но главное для меня — это рестораны, где можно попить хороший кофе.
В ЧЕРНОГОРИИ ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ РУССКИХ — ЭТО ИДЕТ С САМОГО ДЕТСТВА. МОСКВА — МЕЧТА МНОГИХ ЧЕРНОГОРЦЕВ
— В Черногории около 600 тысяч населения, но достаточно сильных игроков — Йоветич, Савич, например. За счет чего?— Наверное, у нас очень много талантов. Потому что по условиям есть трудности. Например, в Биело-Поле, где я занимался до 16 лет, не было искусственного поля, только травяное. И если шел ливень, то приходилось даже отменять тренировки, поле становилось негодным для игры.
После переезда в Сербию понял, что там все на ступень выше. Именно тогда впервые потренировался на поле с прожекторами. Будь в Черногории другие возможности, наверное, талантов было бы еще больше.
— В Сербии — горячие фанаты. Самый яркий случай, который вспоминается?— Да, в любой игре против «Црвены Звезды» и «Партизана» ты чувствуешь, что болельщики там действительно 12-й игрок. Никогда не испытывал никаких неприятностей со стороны фанатов, но на выезде давление трибун ощущалось очень сильно. Требовалось время, чтобы адаптироваться.
На самом дерби «Звезды» и «Партизана» был только один раз — в 11 лет примерно. Ездили с отцом по делам в Белград, а у отца был друг — большой фанат «Звезды». В атаке у них играл Огнен Мудрински, папин друг устроил с ним встречу — мы даже сфоткались. А спустя годы встретился с Мудрински в клубе «Чукарички», мы стали одноклубниками.
— Сборные России и Черногории играли в отборе к Евро-2016, тогда еще в Акинфеева попали файером. Помнишь тот матч?— Да. Конечно, это не та картина, которая должна была уйти со стадиона о Черногории. Поскольку эта история — исключение из правил. Сожалею, что вышло именно так.
Это удивительно, потому что в Черногории много людей, которые обожают России и русских. И то, что произошло, не украшает сделавших это.
— Почему в Черногории любят русских?— В глазах черногорцев Россия — это сверхдержава, но не только в обычном понимании этого слова. А во всех смыслах — в экономическом, культурном и так далее. Увидеть Москву и хоть раз побывать там — мечта каждого черногорца. Естественно, многие работают здесь. Также много русских живет в Черногории. Россия исполняет роль, скажем так, старшей сестры для нас.
— Читал, откуда исторически началась наша связь?— Мало читал историю, тем более что школу заканчивал экстерном. Но на уровне семьи нам прививают это. Меня воспитывали так: Черногория, Сербия и Россия — это все одно, у нас общая история. Это видно и в спорте, когда болельщики вывешивают общие баннеры.
— Расскажи, насколько правдивы другие факты о твоей стране. Первый: Черногория — одна из самых высоких наций в мире. Средний рост — 185.— Это правда, у нас очень высокие люди. Если конкретно брать мою семью, то думаю, у нас это по материнской линии. У мамы три брата — и все высокие. Самый высокий — 196 см. Мой рост — 192. Отец — чуть пониже.
— Второй факт: в Черногории не стесняются ленится. В сувенирных лавках продаются фигурки отдыхающих человечков, а в народе многие сами шутят на эту тему.— Верно. Не знаю, почему так, но у нас правда шутят на эту тему. В сувенирных лавках вы можете найти 10 заповедей черногорца. Одна из них, например, такая: «Если вдруг тебе захотелось поработать, погоди, это пройдет».
— Третий: в Черногории практически не пьют чай. Главный напиток — кофе.— Очень люблю кофе. Чай у нас, конечно, можно найти, но если ты спросишь его в ресторане, тебя вполне могу спросить: «Ты что, простудился?» Почему-то нет такой традиции — пить чай.
— Черногория — маленькая страна, но находится в четырех климатических зонах. Поэтому летом легко можно найти места, где есть снег.— Буквально пару недель назад в одном горном городке замерили температуру с утра — было минус два градуса. Так что — да.
— В стране очень-очень мало кинотеатров.— Это правда. В маленьких городах их вообще может не быть, а так формула примерно такая: один город — один кинотеатр. В моем Биело-Поле как раз был один. Ходил туда на все премьеры.
КУМИР — БЕНЗЕМА, ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ПЬЕТ АЛКОГОЛЬ — МАКСИМУМ МОЖЕТ ПОДНЯТЬ ТОСТ РАЗ В ГОД, ЦЕЛЬ — ПОПАСТЬ В СЕРИЮ А
— Игрок, на которого ты равняешься?— Мой кумир — Бензема. Никогда не любил классических центрфорвардов, на которых грузят подачи — и все. Мне нравились те, кто играл в оттяжке, много ассистировал. Сам стараюсь так играть. А Бензема еще хорош и в завершении. Его многогранность удивляет.
Не скажу, что он лучший игрок современности. Все же есть еще Месси и Роналду, но в прошедшем сезоне он точно сыграл уровнем выше, чем эти двое.
— Самый сложный момент в карьере?— Сезон-2200/21, первый во взрослой команде «Чукарички». Много моментов не реализовывал и в какой-то период просто потерял веру в себя. Потому что в любых возрастах привык забивать много и с приличным процентом реализации. А тут прям черная полоса. Вернул веру в себя тем, что перестал думать о нереализованных моментах. Принял такую модель поведения.
— Самый сильный защитник, против которого играл?— Александр Драгович, центральный защитник «Звезды», который когда-то играл вместе с Едваем в «Байере». Он очень быстрый и при этом крепкий физический. Классно читает игру. Поскольку я не делаю упор на силу и скорость, наши дуэль с ним были как шахматные партии, в которых я почти всегда проигрывал (улыбается). Он читает все, что я хочу сделать.
— Как ты относишься к алкоголю?— Раз в год могу поднять бокал — в качестве тоста. Но на этом все, привычки употреблять алкоголь нет.
— Главное увлечение помимо футбола?— Игры — на мобильном телефоне и компьютере. PUBG и Counter-Strike. Как только завершу переезд, поиграю с Едваем. Он говорил, что тоже увлекается.
— С кем бы хотел посмотреть/послушать интервью? Из любой сферы.— Из футбола — Карим Бензема. Узнать подробнее про его путь и историю.
Не из футбола — сербская музыкальная группа «Элитный отряд». Они вместе выступали — сначала это был классический рэп, потом ушло в поп-фолк. Правда, к сожалению, они распались — сейчас делают сольные проекты. Но я до сих пор слушаю их старые хиты. Интересно было бы увидеть их вместе на интервью.
— Какая у тебя мечта?— Добиться с «Локомотивом» самых высоких целей, а когда-нибудь — заиграть в Серии А. В личном плане — состояться как отец, завести семью и большое количество детей — пять-шесть.
Артем Терентьев