Главные успехи и промахи – южноамериканцы.
В начале июля
«Локомотив» объявил о назначении знаменитого немецкого менеджера
Ральфа Рангника руководителем клуба по спорту и развитию. Он должен выстроить структуру управления клуба, проработать трансферную политику и снизить зависимость «Локо» от РЖД. Постепенно команда Рангника в России приобретает все более четкие очертания. 2 августа железнодорожники объявили о сотрудничестве с немцами
Кристианом Меккелем и
Маттиасом Валленвайном, которые будут отвечать за селекцию и аналитическую работу.
Судя по бэкграунду, главным в этой связке будет Меккель, который с 2006 по 2010 годы уже работал с Рангником в «Хоффенхайме». Последним работодателем селекционера был австрийский середняк «Альтах» из одноименной 7-тысячной деревушки. Теперь его ждут в одном из мегаполисов мира, в клубе с регулярной пропиской в еврокубках. Более контрастную смену обстановки сложно представить.
Мама Меккеля из Болгарии, но кириллица в «Локо» ему особо не пригодится. «По-русски я знаю совсем немного, но первый язык в клубе английский, второй – немецкий», – рассказал Меккель австрийской газете Kronen. И добавил:
«Для меня эта работа – большая честь. Консультант клуба Ральф Рангник непременно хотел, чтобы я ему помог. В «Локомотиве» может быть создано что-то похожее на «Зальцбург» или «Лейпциг».
Пора знакомиться с Меккелем поближе.
Большую часть игровой карьеры Меккель провел в «Нюрнберге». А под конец нырнул в третью лигу к Флику
Кристиан Меккель играл в футбол на профессиональном уровне, но выдающихся успехов не добился. С «Нюрнбергом» он в основном болтался во второй Бундеслиге, вылетал с ним в третью по силе региональную лигу, а в сезоне-2001/02 даже заскочил в элиту. Семь безголевых матчей в первой Бундеслиге – пик карьеры Меккеля-футболиста.
Сразу после того сезона форвард вновь нырнул в третий дивизион – в «Хоффенхайм», который тогда тренировал Ханси Флик (да, было и такое). И этот шаг определил жизнь Меккеля.
В 2006-м Кристиану было 33, и он подумывал еще поиграть год-другой в региональной лиге за «Любек». Но тут ему позвонил владелец «Хоффенхайма» Дитмар Хопп. «Тогда в «Хоффенхайме» настало время перемен. Дитмар Хопп предложил мне попробовать себя за пределами поля. Конечно, сначала я хотел продолжить играть, но подумал о будущем и сделал выбор в пользу «Хоффенхайма», – вспоминал Меккель.
В «Хоффенхайме» привел Рангнику Карлоса Эдуардо и Луиса Густаво. Но промахнулся с любимчиком Марадоны
Одновременно Хопп завербовал Рангника. Ральф стал главным тренером, а Меккель возглавил скаутский отдел клуба, который на тот момент состоял из него одного. А заодно начал дистанционное обучение по специальности спортивный менеджмент.
«Когда я еще был единственным скаутом клуба, приходилось особенно много путешествовать. Мы тогда были в региональной лиге, но уже нацеливались на Бундеслигу, поэтому искали игроков с перспективой. Было непросто. Приходилось заглядывать в страны, до которых другие обычно не добирались», – вспоминал Меккель.
К примеру, в Гане «Хоффенхайм» присмотрел 19-летнего защитника Айзека Ворсу (заплатили 1 млн евро), в чемпионате Норвегии – 21-летнего Чинеду Обаси и 25-летнего Пера Нильссона (5 и 1,9 млн соответственно). Активно мониторили и бюджетные варианты в Германии – в дубле «Герты» выудили 22-летнего Сеяда Салиховича (250 тысяч), в «Алемании» – 23-летнего Ведада Ибишевича (1 млн), в Менхенгладбахе – 23-летнего Марвина Комппера (200 тысяч).
В Бельгии Меккель присмотрел 22-летнего Демба Ба: «Я действительно лично его нашел. Хотя вообще приехал просматривать другого игрока». В итоге сенегалец, который обошелся «Хоффенхайму» в 3 млн евро, провел за клуб 106 матчей и забил 40 голов. Эти трансферы помогли клубу всего за два года проскочить два дивизиона, оказаться в первой Бундеслиге и сходу уверенно в ней закрепиться.
Все эти игроки за время выступления за «Хоффенхайм» выросли в цене, хотя и не всех их удалось продать дороже, чем они были приобретены. Например, Демба Ба за год до истечения контракта бунтовал и требовал отпустить его в Англию. В итоге немцы выручили за него всего 800 тысяч, но это уже история не проблема скаутов.
В конце нулевых скаутский софт был еще не настолько продвинутым, так что селекционерам приходилось много ездить, чтобы оценить игроков своими глазами. Особенно часто Меккель бывал в Южной Америке, до 14 раз за год. И именно там он нашел для «Хоффенхайма» самых козырных новичков, которыми бы похвастался любой селекционер. В августе 2007-го в Зинсхайм приехали два бразильца – 20-летний Карлос Эдуардо и 23-летний Луис Густаво. За первого заплатили 7 млн евро, за второго – 1 млн. Оба быстро стали лидерами команды, и через несколько лет Эдуардо продали в Казань за двадцатку, а Густаво ушел в «Баварию» за 17 млн евро. «Я усиленно обрабатывал нашего тренера, чтобы он взял Эдуардо. И это себя оправдало», – рассказывал довольный Меккель.
Главный трансферный промах Меккеля того периода, который признает он сам, – это покупка аргентинского полузащитника Франко Сукулини. «Хоффенхайм» отдал «Расингу» 4,6 млн евро за 18-летнего опорника, которого называли новым Маскерано и которым восхищался сам Диего Марадона. Но в итоге аргентинец провел лишь 7 матчей в Бундеслиге, помотался по арендам в Италии и Испании и так нигде толком и не заиграл. Сейчас ему 30 лет, и он без клуба.
Другая неудача – бразильский форвард Веллингтон. За 20-летнего футболиста «Интернасьоналу» явно переплатили, отдав 4,5 млн евро, а получили взамен 21 матч, 3 гола и бесплатно распрощались через несколько лет.
Шимуничу на момент покупки был уже 31 год, его явно брали не с прицелом на перспективу или дальнейшую перепродажу, а для закрытия позиции здесь и сейчас.
Конечно же, есть у Кристиана Меккеля и своя байка о том, как он чуть не подписал суперзвезду, когда про нее еще никто не знал. По данным Bild, в 2009 году скаут призывал купить 16-летнего Ромелу Лукаку – в канун его первого взрослого сезона в «Андерлехте». Тогда бельгийца оценивали в 1 миллион евро. Но спортивный директор «Хоффенхайма» Ян Шиндельмайзер заблокировал трансфер, побоявшись платить круглую сумму за столь юного игрока. Через два года Лукаку купил «Челси» за 15 млн.
В «Нюрнберге» Меккель нашел своего Кагаву, прощупывал Восточную Европу и опять обжегся на бразильце
В 2010 году история Ральфа Рангника в «Хоффенхайме» подошла к концу – из-за разногласий с Дитмаром Хоппом по развитию клуба. Тогда же из Зинсхайма уехал и Меккель. Очень вовремя подоспело приглашение из почти родного «Нюрнберга». Здесь он занял привычную позицию ведущего скаута, но условия работы были принципиально другие. «Клуб вроде «Нюрнберга» не может себе позволить купить игрока за миллион евро, не просмотрев его хотя бы трижды», – понимал все и сам Меккель.
С учетом ограниченности ресурсов в «Нюрнберге» у него было немало классных попаданий. Самое необычное – японец Хироси Кийотаке. Его игру Меккель отсматривал на DVD и сразу впечатлился. В итоге клуб заплатил за полузащитника заветный миллион, а через два года перепродал в «Ганновер» за 4,3 млн.
Впоследствии Меккель говорил, что хотел бы найти еще молодых японцев, потому что у них правильный менталитет и хорошая тактическая подготовка. Например, уже в «Ганновере» он опять же за миллион взял Хотару Ямагути. Но за полгода японский полузащитник сыграл только 6 матчей и попросился домой. Впрочем, по оценке Transfermarkt, обратный трансфер в «Осаку» даже позволил немцам заработать: выкуп Ямагути обошелся японцам в 1,5 млн евро. Так что, возможно, Меккель все еще не охладел к японскому рынку.
Хорошие трансферы были у «Нюрнберга» и из чемпионата Швейцарии. Нападающего Йосипа Дрмича забрали из «Цюриха» за 2,2 млн, а через сезон «Байер» выложил за него уже 6,8 млн. Защитник Тимм Клозе, купленный в «Туне» за 400 тысяч, через два года отправился в «Вольфсбург» в обмен на 6 млн евро.
Еще неплохо получалось прокачивать воспитанников немецких грандов. Алессандро Шепф пришел из дубля «Баварии» за 400 тысяч, а через пару лет отправился в «Шальке» за 5 млн евро. На Даниэле Гинчеке из Дортмунда за сезон заработали 1 млн евро – купили за 1,5 млн, продали в «Штутгарт» за 2,5 млн.
Во времена Меккеля «Нюрнберг» активно шерстил Восточную Европу. Без выдающихся успехов, но и не провально. Нашли поляка Мариуша Степинского (продали с мини-убытком, но потом он дорос до Серии А, сейчас играет в «Вероне»), чехов Адама Глоушека (купили за 1 млн, перепродали за 1,5 млн) и Томаша Пекхарта (взяли за 2 млн, на пике оценивался в 4, но ушел бесплатно). Еще из молодежки «Ман Сити» забрали знакомого нам по РПЛ словака Роберта Мака за 250 тысяч евро, когда ему было 19 лет.
Один из явных просчетов Меккеля в «Нюрнберге» – бразилец Маркос Антонио. Скаут трижды наблюдал за игрой капитана бухарестского «Рапида» и был в нем уверен. «Опытный, уверенный, абсолютный лидер. Да еще и бесплатно. По всем параметрам это был логичный трансфер», – говорил Меккель.
Но в дебютном матче в Бундеслиге бразилец сразу же привез гол, много нервничал и был заменен через 16 минут. Больше его к основе не подпускали. «Не понимаю, что с ним случилось. К сожалению, в голову другим заглянуть невозможно. Все же это люди, а не машины», – пытался объяснить провал Маркоса Антонио селекционер.
В целом за 5 лет с Меккелем у «Нюрнберга» вырисовывался положительный трансферный баланс более 20 млн евро. Впрочем, в сезоне-2014/15 клуб вывалился во вторую Бундеслигу. В этом винили неэффективный менеджмент и спортивного директора Мартина Бадера, который и приглашал Меккеля.
Бадер осенью 2015-го стал начальником спортивного отдела в «Ганновере» и снова забрал к себе Меккеля – на пост спортивного директора. Но там эта пара продержалась лишь около полутора лет. Потом Меккеля подумывали позвать обратно в «Нюрнберг», но из-за ассоциаций с токсичным Бадером этот вариант в итоге отмели. Вроде бы к его кандидатуре присматривалась дюссельдорфская «Фортуна», но тоже что-то не срослось. После некоторой паузы в карьере Меккель устроился в ноябре 2019 года спортивным директором в австрийский «Альтах».
Клуб стоял тогда на грани вылета, и немец активизировал свои контакты: «Для нас, несомненно, одним из методов будет привлечение игроков из немецкой Бундеслиги, которые сидят в запасе. У меня хорошие связи в Германии, и эти футболисты смогут быстро дать нам необходимое качество, чтобы сохранить «Альтах» в элите».
В итоге в австрийскую деревушку приезжали свободными агентами довольно именитые Сидни Сэм, Невен Суботич и все тот же Чинеду Обаси. Но глубоко анализировать трансферные кампании «Альтаха» нет смысла, так как перед ним стояли принципиально иные задачи, чем будут у Меккеля в «Локо».
Еще по ходу сезона-2021/22 клуб из Австрии и немецкий специалист договорились о разрыве контракта летом. Обе стороны заявили о «неоправданных ожиданиях», но без конкретики. Так что предложение старого знакомого Рангника оказалось для Меккеля как нельзя кстати.
Принципы Рангника-Меккеля в «Хоффенхайме»: игроки до 21 года со всего мира, совместное принятие решений
Вернемся к работе Меккеля в «Хоффенхайме», где были условия, максимально приближенные (из всех остальных мест его работы) к тому, что будет в «Локомотиве»: сотрудничество с Рангником, бюджет, позволяющий брать игроков в пределах 10 млн евро, и положение клуба вне топ-5 лиг, но с перспективами засветиться (в Германии была возможность выхода в Бундеслигу, в России – еврокубки).
В «Хоффенхайме» времен Рангника-Меккеля было два главных направления по формированию состава, которые мы, судя по всему, увидим и в России: свои воспитанники плюс недорогие таланты со всего мира. Меккель отвечал за поиск последних: «Я зондирую предложения, общаюсь с агентами, отсматриваю игры и координирую скаутов, согласовывая это с тренером и руководством».
Основными кандидатами считались игроки от 18 до 21 года, скоростные и с хорошей техникой. «Кто уже поиграл в Бундеслиге и считает, что все знает о футболе, нам неинтересен», – отмечал Меккель.
В 2013-м селекционер признавал, что для оценки игроков у него нет какой-то стандартизированной анкеты, а решающим для него является «личное общее впечатление». Зато Меккель оценивает футболистов комплексно. «Прежде всего смотрим на футбольный потенциал. Но роль играет, например, и строение тела. Скажем, худощавый это игрок или нет? Или тучный, с низким центром тяжести и мощный? Еще есть атлетическое сложение. Обращаем внимание и на другие вещи вроде образа жизни или как игроки ведут себя в соцсетях. Из какой они семьи? Подходят они нам или безбашенные?» – рассказывал он в 2016-м.
В своих рассуждениях Меккель о просмотре футболистов не говорит про скаутский софт. Вероятно, с этим в «Локомотиве» ему поможет второй новичок в структуре клуба – Маттиас Валленвайн, видеоаналитик по профилю.
Итоговое решение по кандидатам в «Хоффенхайме» всегда принималось коллективно. «У нас совет из четырех человек с Ральфом Рангником во главе, который обсуждает кандидатов, отсматривает видео и снова обсуждает. Только когда мы приходим к единому мнению, вступаем в переговоры», – объяснял Меккель.
В «Локомотиве», видимо, будет нечто подобное. В «трансферный совет» наверняка войдут те же Рангник и Меккель, а также Маттиас Валленвайн, который с 2014 года координировал скаутов «Байера» в Южной Америке. Возможно, к ним присоединится Томас Цорн.
Осталось найти место для
Марко Николича.
Фото: Gettyimages.ru/Christof Koepsel/Bongarts, Vladimir Rys/Bongarts, Thomas Langer/Bongarts; pnp.de/Claus Felix/Archive
Илья Коваль