«Горняк» из города Учалы – одна из сенсаций Кубка России, уже ожидающая в гости московский «Локомотив». Главный тренер «Горняка» Анатолий Коробочка успел поработать в «Хартсе» и ЦСКА, а сейчас дает интервью Алексею Шевченко, который продолжает исследовать преисподнюю российского футбола.
«Горняк» менее чем через две недели примет московский «Локомотив» в розыгрыше Кубка России. Для этого клубу, который идет в середине таблицы зоны «Урал-Поволжье»» второй лиги, удалось обыграть лидера зоны «Газовик» и обитающий в первом дивизионе «Урал». Удивительно, что в составе «Горняка» нет ни одного футболиста из прошлогоднего состава – все новички. «Три минуты ходьбы»
– Как вас занесло в Башкирию? Нескучно ли вам там?
– Мне нескучно. В Учалах созданы все условия для работы. И раз вы нам звоните – значит, мы что-то уже сделали. Конечно, не та цивилизация, где я работал до последнего времени. Но для меня каждодневный труд и общение с командой важнее, чем безделье.
– Чего вам большего всего не хватает в Учалах после Шотландии?
– Шотландского воздуха, может быть. Конечно, там и качество полей совершенно другое, качество дорог несоизмеримое, сервис лучше. Но все равно доволен – я при деле. Мы тут и детский футбол поднимаем, у «Горняка» появилась вторая команда. У клуба очень хорошее руководство, которое любит футбол. Мы нашли общий язык, мне интересно.
– Смотришь на вашу тренерскую карьеру и замечаешь удивительные вещи. В России вы работали со «Спартаком-Чукоткой», с «Реутовым». Эти клубы исчезли с лица земли.
– Но ведь моя карьера не ограничивается двумя командами. Давайте вспомним, что я долгое время работал начальником команды в ЦСКА, когда главным был Олег Долматов. Хороший клуб был – в 1991 году мы обыграли «Барселону». После этого я работал год главным тренером в «Таврии». Да и работу с «Реутовым» я не стал бы заносить в минус. Мы вывели клуб во вторую лигу, а три сезона показывали довольно неплохие результаты, при этом у нее не было большого финансирования. А затем меня довольно неожиданно пригласили в «Хартс». Там я получил просто громадный опыт. А когда вернулся, то три месяца был без работы. Появился вариант с «Горняком» – согласился.
– Вы вообще знали про Учалы?
– Нет, конечно. Никогда не слышал. Но когда я приехал сюда, увидел обстановку, понял, что тут все нормально. Да, я житель большого города, но мне в Учалах спокойно и комфортно.
– У многих тренеров второй лиги нет машин и до рабочих мест они добираются пешком. Вы не исключение?
– Так у меня от квартиры до стадиона – 3 минуты неспешной ходьбы. Да тут и весь город за 10 минут можно обойти вдоль и поперек.
«Все должны быть в одной форме»
– Уверены, что раз вы побывали в Шотландии, то и в «Горняк» стараетесь принести что-то западное. Что именно?
– Порядок.
– В чем?
– Все должно работать идеально и быть синхронизировано. Все работают, как единый механизм – от прачки до главного тренера. Мы тренируемся в одинаковой форме, у нас должны быть одинаковые манишки, да даже фишки должны быть одинаковыми. Это все у меня из Шотландии.
– Получается привить западный опыт на Урале?
– Да. Умные-то понимают, для чего все это надо. У меня же высокие требования не только к работникам клуба, но и к себе, в первую очередь. И если видят, что главный тренер является хорошим примером, к нему тянутся остальные.
– Большой у вас штраф за опоздание на тренировку?
– Информация конфиденциальная, называть сумму мне неудобно, но я счастлив, что мне этот штраф ни разу не пришлось накладывать.
– А наказывали, если кто-то вышел на тренировку в другой форме?
– В какой?
– Допустим, в форме «Челси».
– А это невозможно. В обычной жизни ребята могут ходить в чем угодно, но, приходя на стадион, они ведь переодеваются в то, что им выдают. У нас все клубное: бутсы, тренировочные костюмы, игровая форма. Спортсмены приходят на тренировку и получает чистые и выглаженные комплекты. Ситуация, при которой он наденет какую-то другую футболку, исключена.
– Как все прекрасно организовано!
– Да. Пусть мы и во второй лиге, но должны быть профессионалами. «Мешали нефутбольные люди»
– В вашей заявке на сезон ни одного игрока из прошлогоднего состава. Почему никого не оставили?
– Я пришел в клуб в январе, и все игроки уже нашли себе новую работу. Начал звонить футболистам, приглашать. Скажу такую вещь: в марте мы поехали на сбор в Турцию в количестве то ли девяти человек, то ли десяти. Только в Москве перед посадкой на самолет к нам прибыли еще несколько ребят. Вот эти 23 человека прошли с нами два сбора и вошли в чемпионат.
– Непростое комплектование.
– Очень трудно и сложно было. Мы еще столкнулись со многими проблемами, было непонимание. Понимаете, у некоторых людей были одни взгляды, но они отличаются от моих. До сих пор остались недовольные.
– Вы сейчас про что? Какие проблемы? Кто недоволен?
– У многих возникают вопросы по моим требованиям, по моим нагрузкам. Но у меня есть серьезная поддержка в лице президента клуба. Он мне верит, а результаты у команды есть.
– Ваша главная звезда – Сергей Овчинников?
– Да, он ведь как раз из «Локомотива», а с этим клубом нам встречаться в Кубке России. У Сергея есть мотивация, чтобы показать себя во всей красе. К нам-то он попал в сложном состоянии. После травмы Сергей много пропустил. В марте он ничем не напоминал футболиста. Был совершенно потерянный человек, без физических кондиций. Он сам молодец – хорошая сила воли. И в итоге Овчинников среди лучших бомбардиров зоны «Урал-Поволжье».
– Интересно, что ваша команда здорово идет в Кубке России, но при этом в первенстве не все в порядке. Почему?
– Да просто мы сейчас сосредоточились именно на Кубке. Потом возьмемся за первенство страны.
– Вы хотите победить в Кубке?
– Мы хотим хорошо сыграть. Но вообще в последнее время дела налаживаются. Недавно мы обыграли Лешу Петрушина в Саратове. А ведь «Сокол» с сентября прошлого года дома не проигрывал. Сюрпризы-то мы умеем преподносить. Просто надо было разобраться с закулисными делами вокруг команды.
– С какими делами?
– Сначала надо было доказать всем в Учалах, что сейчас в городе новая команда. И люди приехали заработать, а не что-то украсть. А вот раньше в «Горняке» выступали игроки с другими приоритетами. Те, кто работал в команде до меня, сейчас негативно отзываются о клубе. Рассказывают о нас разные вещи, говорят, что, дескать, сейчас работают нефутбольные люди. Из-за этого и с судейством возникали проблемы. Не скажу, что серьезные, но возникали. Но мне удалось переубедить всех, что в клубе все нормально.
«Нельзя представить, чтобы в Шотландии ты отказал болельщику в общении»
– Говорят, что у вас уже были переполненные трибуны на матче против «Урала». Что же случится, когда «Локомотив» приедет?
– Я вот такой пример приведу. Когда мы обыграли «Газовик» и вышли на «Урал», весь город уже жил в ожидании «Локомотива». Я пытался успокоить болельщиков, мол, мы еще екатеринбургский клуб не прошли, а они не слушали. Дескать, с «Уралом» все ясно. Да, будет аншлаг. У нас же бесплатные билеты, но, кажется, их уже нет. Люди обижаются, что кому-то не досталось. Это историческая игра для башкирского футбола.
– К вам обращаются по поводу билетов?
– Ну, тут немногие знают мой телефон. Но если меня встречают, то билеты не просят, а просто общаются. Многим ведь очень приятно поговорить с тренером футбольной команды. И я с удовольствием выслушиваю мнения и пожелания. Это нормально.
– Да, в премьер-лиге такого нет.
– Просто в премьер-лиге тренеры от этого устали. А я – нет. Кроме того, не забывайте, что я работал в Шотландии. Там невозможно себе представить если тренер или футболист откажется от общения с болельщиками – не пожмет руку, не поговорит, откажет в автографе. Это вопиющий случай. Так что я переношу подобное отношение с болельщиками в Учалах.
«Непомнящий лет пять не мог найти нормальную работу. Я хочу напомнить, что есть такой тренер»
– Английский забываете, наверное?
– Да, это проблема. Я и раньше его не очень хорошо знал, но сейчас практики совсем нет. Но вы знаете, я засыпаю с учебником по английскому языку. Всегда стараюсь повторить что-то из программы, запомнить новые слова. Это моя настольная книга. Просто когда встречался в Шотландии с такими людьми, как Алекс Фергюсон, хотелось сказать ему какие-то слова самому, поприветствовать. Ведь Фергюсон, несмотря на то что добился, остался нормальным в общении человеком. Что мне еще нравилось в Шотландии, так это отношения между тренерами. Во время игры они кричат, а потом садятся вместе и минут 10-15 общаются за бокалом красного вина. Я и тут это ввожу. Вот с Борисом Стукаловым после Кубка России посидели, немного поговорили.
– Какую мотивацию вы находите для себя, работая в «Горняке»?
– Я хочу, чтобы обо мне вспомнили. Вы же видите, как трудно приходится специалистам, которые покидали Россию. Валерий Непомнящий лет пять не мог найти нормальную работу. Так что я сейчас просто хочу напомнить людям, что есть такой тренер. И у меня есть желание поработать на высоком уровне.