Сейчас, после того революционного прорыва в новое футбольное качество, который совершила сборная России на чемпионате Европы, идет много споров: что из этого фантастического июня надо взять в будущее в первую очередь?
Уверен, под пунктом номер один во всем богатом наследии первого месяца лета стоит одно простое качество, которое в полной мере присуще Гусу Хиддинку и которое он все время пытается привить своим подопечным. Называется оно "настрой на позитив".
Смотрите, что в последние дни творится в наших средствах массовой информации. Многие из тех, кто предрекал российской сборной полный крах, а потом выдавливал из себя слова восхищения ее игрой после незапланированных побед, словно с облегчением вздохнули после второго испанского фиаско. И набросились на свою (подчеркиваю: СВОЮ!) команду с новым запалом.
Игроки при этом опять превратились в безвольных заевшихся миллионеров - вроде бы и не они отдавали все силы в играх с Грецией, Швецией или Голландией. При этом никого из записных критиков не интересует тот факт, что Юрий Жирков не должен был вообще выходить на последний матч, поскольку с утра у него случился мышечный спазм правой половины груди и ему не то что бегать - ходить было больно (а вы говорите - Серхио Рамос...).
Да и Иван Саенко, пропустивший два дня тренировок из-за травмы, в мирной обстановке вряд ли появился бы на поле. И Александр Анюков играл через боль, и на ногах Динияра Билялетдинова живого места не оставалось... Этот список можно продолжать, да только если есть настрой на негатив, то разве на подобные "мелочи" будут обращать внимание?
Записных критиков не волнуют и такие вполне понятные футбольным специалистам вещи, как выход на пик формы и последующий спад, изучение которых свидетельствует о том, что к игре с Испанией сборная России подошла как раз на том самом спаде - как физическом, так и эмоциональном. А соревноваться в технике и индивидуальном мастерстве с испанцами сейчас могут две-три команды в мире - не больше.
Но дело даже не в том, почему именно мы сыграли с испанцами плохо и насколько виноваты в этом игроки. Даже если согласиться с мыслью о том, что они провели не лучший свой матч не ввиду объективных причин, а из-за собственного разгильдяйства, упор в оценках необходимо делать не на этом, а на том, чего наша команда в кои-то веки достигла.
Нужно внушать самим себе и всем окружающим, что мы сильны, а разовая неудача - случайность. У нас же многие "эксперты" пытаются сейчас доказать как раз обратное - случайностью был выход в полуфинал, и матч за третье место, существуй он на Euro, мы бы точно проиграли. А будущий отборочный цикл ЧМ-2010 обязательно провалим.
Полноте, господа! Если вы хотите добра СВОЕЙ команде, угомонитесь. Помню, в советское еще время смотрел один любопытный документальный фильм, в котором был запечатлен довольно жесткий, если не сказать жестокий эксперимент над мальчишкой лет десяти - двенадцати.
Ему показали черный кубик и попросили сказать, какого цвета то, что он видит. Он, естественно, сказал: черного. Но потом его друзья и одноклассники, подготовленные, само собой, заранее, заходили один за другим в комнату и утверждали, что кубик белый. Парень сломался где-то в середине третьего десятка этой процессии. И растерянно согласился с тем, что кубик-то, наверное, действительно белый…
Если человеку изо дня в день внушать, что он не умеет играть в футбол, он сам в конце концов в это поверит. Наши игроки, естественно, не мальчики, но посмотрите, какие чудеса сотворил с ними обратный процесс, заключавшийся в том, что Хиддинк изо дня в день внушал им: они в футбол играть умеют!
Голландец показал нам пример в главном - никакие обстоятельства ни разу не заставили его ныть, жаловаться или подстилать соломку. Он работал и ждал от жизни только позитива. И позитив шел ему навстречу.
Такой подход помогает не только в психологическом настрое на игру. Он помогает при решении любых жизненных задач. В том числе - и задачи развития футбола в стране, которая еще весной к футбольным до конца не относилась, а теперь прошла в своей эволюции развилку, после которой возвращение назад просто немыслимо.
Как развивать российское футбольное хозяйство, чтобы прорыв, совершенный сборной, спроецировать на весь российский спорт номер один? Как не разбазарить достигнутое и не вернуться к нашей обычной поднадоевшей уже действительности? Именно на этот вопрос призван был помочь ответить опрос руководителей российского футбола (РФС, РФПЛ, клубов), который провел "СЭ".
В общем-то, ничего принципиально нового они не сказали. Да, собственно, и не могли сказать, потому что основные направления развития российского футбола ясны, понятны и сформулированы в стратегической программе, принятой РФС.
Что же тогда изменилось? На мой взгляд - внешние условия для реализации этой программы. Они стали куда более благоприятными по трем главным параметрам.
Параметр первый: восприятие России в европейском, а значит, и мировом футболе. После успеха на Euro уважать нас будут куда больше. А это сразу дает много преференций - в переговорах, в приеме российских команд, в судействе и десятках прочих мелочей и не только мелочей.
Параметр второй: отношение к футболу в стране. После июньской лихорадки нет, наверное, у нас человека, который не потратил бы хотя бы пару нервных клеток на свою сборную, а стало быть, остался к ней равнодушен. Это касается и властных структур, в чьих возможностях не просто поддержать рост нового, но и дать этому росту качественно другую подпитку.
Параметр третий: изменения в сознании тех людей, которые непосредственно причастны к завоеванию бронзовых медалей. Если использовать потенциал двадцати трех футболистов и двух десятков человек, их окружавших, как катализатор изменений, то можно получить хорошую закваску для новых дрожжей.
Это все - сопутствующие обстоятельства. Главные же задачи, чье решение необходимо для качественного скачка российского футбола, лежат в материально-организационной плоскости. И цепочка здесь абсолютно ясная и прямая.
Если мы хотим, чтобы отбор в сборную шел не из трех-четырех десятков человек, а хотя бы из полноценной сотни, основное внимание нужно уделить подготовке резервов. Для этого - отладить работу детско-юношеских школ, создать всю необходимую инфраструктуру и подготовить необходимое количество квалифицированных тренеров.
Собственно, все это - приоритеты деятельности РФС, которые были сформулированы еще два года назад. Но одно дело, когда федерация реализует свои программы одна (пусть и с поддержкой мощных в финансовом отношении партнеров), и совсем другое, если ей оказывает помощь государство. Сейчас правительство России приняло специальную программу развития футбола в стране, которая поможет, надеюсь, совершить прорыв в будущее.
Но, насколько мне известно, изначально эта программа была куда шире. И, в частности, помимо укладки полей и строительства манежей в ней были запланированы еще и новые стадионы, которые пока первоочередной задачей не признаны и если строятся отдельными клубами, то с огромным трудом.
А ведь новые стадионы - это новый имидж спорта № 1 в стране. Которая стала сейчас футбольной. Если мы хотим, чтобы матчи российского чемпионата стали праздником и для игроков, и для зрителей, то у нас все арены должны быть уровня "Локомотива". Как минимум.
Касаются ли сборной и ее игры организационные вопросы премьер-лиги, которым уделено много места в анкете? Естественно. Первое, что приходит на ум, когда думаешь о том, как повысить число по-настоящему боевых матчей в нашем чемпионате, - сокращение высшего дивизиона.
Но, поразмыслив, я склонен согласиться с руководителями российского футбола - для развития игры шаг этот принесет больше вреда, чем пользы. Ведь в идеале каждый клуб премьер-лиги - ядро маленькой футбольной вселенной в том или ином регионе. Если мы сократим число команд до 8 - 10, то получим расширенный чемпионат Москвы и Московской области. И у томских или нальчикских ребятишек стимулов для похода на стадион будет куда меньше.
Другое дело, что инфраструктурно-организационные требования к клубам высшего (да и первого тоже) дивизиона надо постоянно ужесточать. И в отношении стадионов, и в отношении детских школ, и в отношении прозрачности бюджета, призванной минимизировать всякие закулисные игры.
На пользу нашему футболу идет уменьшение числа легионеров. Но здесь интересы сборной и интересы клубов не совпадают. Последние ратуют за более щадящие сроки ужесточения лимита. Их можно понять, но стратегически курс на "6+5" абсолютно верен, и не случайно в этом вопросе мы опередили остальную Европу, которая только теперь приходит к тем же решениям.
Еще больше споров вызывает возможный переход на систему "осень - весна". Но мне представляется, что к теме сборной России он прямого отношения не имеет. Если бы все зависело от того, сколько матчей своего чемпионата за плечами у игроков, стартующих в том или ином крупном турнире, мы бы всегда были в призерах. Но стоит только взглянуть на новейшую историю российской сборной, чтобы понять: обстоятельство это из разряда косвенных. А повторять сейчас все "за" и "против" перехода на новую систему не стоит - вы и так их прекрасно знаете.
Президент РФС Виталий Мутко не раз подчеркивал, что приглашение Гуса Хиддинка - один из элементов реформирования нашего футбола. Что же, этот элемент сработал сейчас на все сто. Осталось только не растерять тот настрой на позитив, который мы получили благодаря голландцу.
Борис Левин