Глава комитета РФС по этике Алу Алханов заявил, что за проявление расизма на трибунах с клубов будут снимать по шесть очков. Про снятие очков за договорные матчи — ни слова.
Понятное дело, что факт сговора ещё нужно доказать, а для этого взаимодействовать с правоохранительными органами и совершать ещё массу ненужных телодвижений, в то время как уханье по-обезьяньи — оно на поверхности. Его все видят, слышат, снимают на камеры и выкладывают в Интернет. По шесть очков можно снимать сколько душе угодно, а между тем, нигде в мире расизм не карается именно таким образом. Матч без зрителей — не вопрос, даже такой великий клуб, как "Ювентус", помнится, страдал за своих болельщиков, которые однажды устроили "тёплый приём" Марио Балотелли. "Реал" штрафовали за расистские выкрики с трибун его болельщиков. И таких примеров можно приводить множество.
К сожалению, расизм существует во всех странах Европы, и борьба с ним совсем не является обязанностью футбольных клубов. При этом ответственность всё чаще пытаются переложить именно на них. Тему противодействия расизму всё чаще затрагивает президент УЕФА Мишель Платини, и именно главные футбольные органы вот уже много лет пытаются начать крестовый поход против расизма на стадионах. Но призывы ФМФА и УЕФА чаще всего не находят реальных откликов у национальных федераций, которые периодически наказывают клубы согласно регламенту, но не более того. Да, футболисты выходят на игры в майках, на которых запечатлён призыв остановить расизм, в Италии президенты клубов всё чаще отдают капитанскую повязку темнокожим игроком, давая понять фанатам, что все футболисты равны. Но это разовые акции. Как таковой системы пропаганды и борьбы против расизма в европейском футболе нет.
Целенаправленно и успешно с расизмом борются в Англии, где в своё время сумели победить разгул футбольного хулиганства. По британским законам за расистские штучки можно получить до трёх лет тюрьмы, но до этого доходит крайне редко. Обычно ограничиваются крупным денежным штрафом (порядка трёх тысяч евро) или запретом посещать стадионы на протяжении пяти лет, то есть применяют те же меры, которыми пользуются для борьбы с хулиганами. Расисты не попадут в Англии на футбол, они в "чёрных списках" полиции и второй раз обычно не рискуют, иначе можно мгновенно оказаться в тюрьме. Система видеонаблюдения легко позволяет идентифицировать нарушителей и вынести им немедленное наказание: такие вопросы суды рассматривают без промедления.
При определённом старании можно, конечно, не допустить появления оскорбительных баннеров, можно ограничить пронос на трибуны пиротехники, но невозможно запретить человеку кричать всякие гадости, если он их кричать хочет. И никакие угрозы снять с клуба очки не помешают ему это сделать, тем более безнаказанно.
Но не только с помощью кнута работают англичане. Английская федерация финансово помогает фанатам в антирасистских акциях, активные участники клубных мероприятий, направленных на пропаганду расового равенства, получают скидки на билеты и атрибутику. "Мы не терпим расистских выкриков на нашем стадионе, — говорит представитель службы безопасности "Арсенала". — Не важно, наши это фаны или гости, мы обязательно вмешиваемся, если видим проявления расизма на трибунах. И в суд обращаемся, и с некоторыми давними фанатами поссорились, но, кажется, достигли взаимопонимания и изничтожили эту заразу на нашей арене. У нас в команде много темнокожих игроков, к чему бы мы пришли, если бы на каждом матче их оскорбляли?"
Английский опыт стараются перенимать в Германии, где эта проблема стоит очень остро. Начали работать в этом направлении испанцы, а вот во Франции эта тема лишь вызвала бурные дебаты между политиками.
В России идея лишать клуб очков за расистские выкрики с трибун его болельщиков родилась ещё в 2006 году у Виталия Мутко. Ни о какой воспитательной работе, конечно, речь не шла, созданием никакой правительственной программы не озаботились, просто решили, что если клубы не хотят лишаться очков, то должны будут сами разбираться со своими фанатами. Что, сами понимаете, в принципе невозможно. При определённом старании можно, конечно, не допустить появления оскорбительных баннеров, можно ограничить пронос на трибуны пиротехники, но невозможно запретить человеку кричать всякие гадости, если он их кричать хочет. И никакие угрозы снять с клуба очки не помешают ему это сделать, тем более безнаказанно. Системы видеонаблюдения на российских стадионах нет, да и милиционеров вряд ли сильно волнуют расистские акции против условного Мусы Маазу, когда в стране всё актуальнее "манежки".
Расизм — явление глубочайшее, его нельзя уложить в те рамки, которые наметил Алханов. Есть огромная разница между организованными группами нацистов, целенаправленно отлавливающих и избивающих на улицах людей с тёмной кожей, и безмозглыми придурками, которые, повинуясь стадному инстинкту, ухают на трибунах как обезьяны, наивно полагая, что изображают этим Маазу или Одемвингие, хотя на самом деле изображают они самих себя.
Но первых не трогают, а вот со вторыми решили бороться, наверное, потому что вторых снимают камеры, а про первых и в газетах пишут не всегда. А ещё потому что сейчас как никогда нам нужно выглядеть паиньками в глазах ФИФА и УЕФА, организаций, воспринимающих антирасистские акции очень серьёзно.
Конечно, есть очень большая вероятность того, что Алханов, как это почти всегда делают наши политики, сказал не подумав, в пустоту. Или ради пиара. С трудом верится, что под такое наказание попадёт "Зенит", чьи фанаты славятся нелюбовью к темнокожим игрокам, из-за чего, собственно, в команду таковых не берут принципиально. Хватает пронацистски настроенных людей и среди фанатов столичных клубов, причём в большей степени это относится к "Спартаку", во многом в силу многочисленности его болельщиков. И в снятие шести очков со "Спартака" тоже, кстати, верится с трудом.
Не говоря уже о том, что при наличии такого правила весьма вероятен маскарад – когда группа фанатов одного клуба спокойно может надеть шарфы врагов, прийти на игру другого клуба, прилично там пошуметь и потом с удовольствием наблюдать, как снимут очки с конкурентов. И такое вполне может быть, согласитесь.
Высказался Алханов и про договорные матчи, но здесь у него всё не так жёстко. "Если мы не можем сказать, что эта игра носила коррупционный характер, но мы видим, что спортивной борьбы не было, то как раз для таких случаев мы хотим чётко прописать в административном регламенте те жёсткие наказания, которые может налагать Комитет по этике на клубы. Ждать правоохранительных органов не стоит. Но и они должны работать над этой проблемой. Конечно, доказать факт договорного матча не так просто, но необходимо собирать материалы, доказательства. Наводить порядок, заставить уважать зрителей – для этого нужные оперативные решения. Буквально в течение недели, максимум полторы необходимо наказывать клубы, которые провели неспортивную игру. Будем просить исполком РФС поддержать нас в этих начинаниях", — сказал глава комитета РФС по этике. И ни слова про снятие очков…
Автор: Антон Третяк
Фото: Reuters