В прямоте и откровенности Дмитрий Лоськов, как выяснилось, за последние месяцы не растерял. И, принимая корреспондентов "СЭ" на базе "Сатурна" в Кратове, от вопросов не прятался.
Интервью очень большое, поэтому пришлось разбить его на две части.>>Окончание - За час управимся? Я сегодня на "Локомотив" - "Атлетико" собираюсь...
Мы пообещали - и Лоськов пригласил нас в медицинский кабинет:
- Не будем время терять, начнем говорить здесь. Пока я под этим прибором лежу.
Прибор подмигивал разноцветными лампочками.
- Мучительная процедура, Дмитрий? - Эта - нет, обычный магнит. Вообще ничего не чувствую. Но есть похожая машина, которая по тебе пускает токи, и вот это не слишком приятно. Ее при повреждении мышц используют.
- Мы долго составляли к вам вопросы. Старались быть осторожнее. А потом на осторожность махнули рукой - не тот человек Лоськов, с которым надо хитрить... - Вот и правильно. Если на интервью соглашаюсь, говорю все как есть. Спрашивайте, не надо осторожности.
- Говорите так, будто не случалось вам обижаться на журналистов. - Обижался, бывало. Мои слова перевирали. А как-то раз вышло интервью, которого вовсе не давал. Но я незлопамятный человек, все эти случаи из головы выбросил.
СОСЕД ГАДЖИЕВ
- Сегодня вам интереснее жить, чем лет в 25? - Мне очень интересно жить. Но в 25 лет казалось, что вся футбольная жизнь впереди, а сегодня понимаю - время уходит. Как раз после 25 оно летит со страшной скоростью. Не заметил, как 33 исполнилось!
- Но футбол по-прежнему в радость? - Удовольствие от футбола всегда в начале сезона. К концу тяжеловато становится, уже об отпуске думаешь. Психологическая усталость.
- Были годы, когда в отпуск уходить не хотелось? - Когда в Лиге чемпионов играли.
- Прошлым летом вы сказали в интервью: "Слава богу, в "Локомотиве" нет долгих теоретических занятий..." - Сказал. И что?
- Тогда никто не мог предположить, что судьба вас сведет с Гаджи Гаджиевым. Любителем долгих бесед о теории футбола. Приходится терпеть? - Нет, все это преувеличено. Не такие уж длинные у него теоретические занятия, как рассказывают. Минут по тридцать, не больше. Когда теории много - значит, с командой что-то не так. А у "Сатурна" пока дела идут неплохо.
- С Гаджиевым вы теперь еще и соседи? - Как выяснилось.
- Забор в забор? - Нет, через дом. Совершенно случайно получилось. И узнал я об этом, когда дети вместе гуляли.
- Друг к другу в гости ходите? - Дети ходят. Даже бегают. А нам общения с Гаджи Муслимовичем хватает на базе.
- Этот коттедж снимает клуб? Или купили? - Снимаю, но сам. Когда едешь из города, можешь по три часа в пробках стоять. Волгоградский проспект почти всегда забит. А здесь природа, Москва-река... И не надо рано вставать, чтобы успеть на тренировку.
- Кто-то из игроков еще живет по соседству? - Только приезжие. А Каряка и Кириченко снимали дома на лето. Сейчас дети в школу пошли, пришлось им в Москву вернуться.
- И с Юрием Семиным в Баковке вы жили рядом? - Нет, с Палычем мы на приличном расстоянии находились. Это Овчинников неподалеку от Семина живет, а с Газзаевым вообще дом в дом.
- Вы собираетесь на матч "Локомотив" - "Атлетико". Зачем? - Повидать знакомых. Я и до этого ездил в Черкизово - например, на игру "Локомотива" со "Спартаком". Остался абонемент, который каждый год игрокам выдают в клубе. Могу ходить на все матчи "Локомотива", включая еврокубки. Знакомые постоянно приглашают в свою ложу.
-
Ту, где сидит Семин? - Туда тоже зовут. Но я отправляюсь в другую сторону.
- Игоря Добровольского однажды не пустили на стадион "Динамо" - так он пошел и купил билет. - И я могу купить. Если в будущем сезоне перестанут пускать.
- Чувствуете себя гостем в местах, где столько лет были как дома? - Нет, гостем я себя почувствовать на "Локомотиве" никак не могу. С работниками клуба и охранниками общаюсь по-прежнему. До сих пор иногда прорывается: "Вот у нас, в "Локомотиве"..." У меня и абонемент-то на входе не спрашивают, так пропускают!
ЗА СЕБЯ И ЗА "ЛОКОМОТИВ"
- Вещи из Баковки когда забрали? - Через месяц после ухода из "Локомотива".
- Владимир Федотов выбрал время, чтобы приехать за вещами в Тарасовку, когда команда была в отъезде... - Я тоже приехал, когда на базе никого не должно было быть. В выходной. Кого хочу видеть - того и сейчас вижу, с кем хочу - с тем продолжаю общаться. В тот момент на базе тренировались только новички. Никаких особых ощущений: приехал, забрал, уехал... Хотя не думал, конечно, что все так завершится.
- Вы жили один в номере? - Один. Кто теперь там живет - не интересовался.
- Вадим Евсеев, забирая из клуба трудовую книжку, не удержался от слез. - Я тоже забирал. Обошлось без слез, но было очень обидно.
- Во всем есть положительная сторона. В чем положительная сторона вашего расставания с "Локомотивом"? - Мотивации стало больше. С "Локомотивом"-то я добился всего, чего мог. В "Сатурне" все заново, он выше шестого места никогда не поднимался. Строится новая команда, очень хочется ей помочь. Здесь все люди адекватные - никакой нервотрепки, никто не ищет заговор...
- Наверное, поначалу, забывшись, на себя смотрели, видели синюю футболку - и вздрагивали: "В чем это я?" - Не вздрагивал. Форма мне нравится, красивые цвета.
- Получается наблюдать за ситуацией в "Локомотиве" отстраненно? - Да. Но мне очень досадно, что "Локомотив" идет на таком месте. И показывает не тот футбол, который может.
- Сергей Овчинников сказал: "У "Локомотива" лучший состав в премьер-лиге". - Полностью согласен. С нынешним составом "Локомотив" должен даже не бороться за первое место, а идти первым с отрывом. Он же ковыряется в середине таблицы. Да, хорошо играли со "Спартаком". В матче, на который не надо никого настраивать, перед которым ничего не надо говорить.
-
Вас не удивляет, что вопреки всем событиям этого сезона внутри команды остался кулак, способный вытаскивать такие матчи? - Так было с самого начала. Возьмите финал Кубка - все ребята понимали, что это значит. Для меня, для Гурика это был, по сути, последний шанс выиграть Кубок. Потому выходили и бились. За себя и за "Локомотив".
- Бывало, что ребята собирались сами на разговор, без тренеров? - Насколько я знаю, это и сейчас происходит. Играют за себя. Той атмосферы и коллектива, что были раньше, в "Локомотиве" уже нет. Зато в "Сатурне" с атмосферой порядок.
ФИЛАТОВ - МОЙ КРЕСТНЫЙ
- Сразу поняли, что с тренером Бышовцем не уживетесь? - Уживаться с ним никто не собирался. Мы взрослые люди, профессионалы. Казалось, все хотим побеждать. Но Бышовец с первого тура решил, что в команде настроены против него. "Сплавляют". Ребята просто старались не обращать на него внимания - как наверняка не обращают и сейчас.
- Интервью Бышовца, надо думать, вы не читаете? - Не читаю. Мне иногда пересказывают. А что их читать-то? Там одно и то же: "заговор", "интриги", злые силы против него... Мне кажется, все уже поняли, что это за человек.
- После расставания не встречались? - Нет. И встречаться с ним не хочу. Он в глаза говорит одно, за спиной - совсем другое.
- Вы почувствовали тренерский класс, о котором он столько говорит? - Мне есть с кем сравнивать, могу сказать, что были тренеры гораздо интереснее Анатолия Федоровича. Знали бы вы, как "Локомотив" работал на предсезонке - никакой подготовки не заложили. То же самое - с тактикой.
- То есть? - Бышовец называет состав - и все. Играйте как хотите. Никому ничего не объясняет. Разве так можно? Зато он умеет выбивать такие суммы, которые нам прежде не снились. Все время твердит, что просит премиальные для ребят, а на самом деле - в первую очередь для себя. Получает-то наравне со всеми.
- Премиальные в этом сезоне были большие? - Даже очень. За два чемпионства я заработал в общей сложности меньше, чем за эти полгода в "Локомотиве"!
- При том, что побеждали далеко не в каждом матче. - Да, выиграли всего ничего.
- О'Коннор рассказал английским газетам, что на премиальные от завоеванного Кубка России купил "феррари". - Вот это вряд ли. "Феррари" дороже. Кстати, насчет Кубка - объявили одну сумму, а выдали меньше. Вдруг начали считать, кто сколько игр провел в этом розыгрыше. Лишь главный тренер получил полную сумму, хотя к победам прошлого года никакого отношения не имел. Многим игрокам основного состава тогда сказали, что нет смысла ездить на игру с "Анжи" - и теперь премиальные за этот матч вычли.
- Поддержали после расставания с "Локомотивом" вас многие. Какие-то слова особенно запомнились? - Я сам себе говорил слова! "Надо продолжать играть в футбол для себя, для болельщиков..."
- Валерий Филатов звонил? - Мы постоянно общаемся. Он же недавно стал моим крестным.
- Когда крестились? - Летом. В церкви рядом со стадионом "Локомотив". И близко, и батюшка знакомый.
- Почему выбрали в крестные Филатова? - Мы десять лет вместе отработали. Валерий Николаевич столько для меня сделал, что никогда этого не забуду.
- В футбол он возвращаться не хочет? - Думаю, нет. На матчи не ходит. При Филатове нынешнюю ситуацию с постоянными конфликтами и драками представить трудно. Когда я уходил из команды, Валерий Николаевич сказал: "Не падай духом, играй в футбол..."
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БЫШОВЦА
- У вас, как у всякого спортсмена, хорошая интуиция. В какой момент почувствовали, что вы в "Локомотиве" не жилец? - Еще на сборах. Бышовец изъясняется такими фразами, что ты сам должен додумываться до сути: камешек летит в твой огород. Хоть и образно говорилось, но я чувствовал, что относится это ко мне. Обстановка изменилась сразу. Все поняли: лучше молчать. Любое твое слово может быть истолковано неизвестно как. Вот мы и промолчали, когда выгнали Евсеева.
- Жалеете? - Да, надо было выступить. Это тренер присматривался: как команда отреагирует? Потом стало ясно, что будут следующие: я, возможно, Маминов с Пашининым... Тому же Маминову Бышовец все время намекал: хватит, дескать, уже мучить и себя, и нас. "У тебя же колено болит..."
- А началось все, по слухам, с телефонного разговора Маминова на балконе базы. Он кому-то рассказывал, что у Муслина тренировки были интереснее, а один из помощников Бышовца это услышал. - Ну да, у этого штаба такое практикуется.
- Впервые в карьере столкнулись с тем, что кто-то у вас под дверью подслушивает? - Разумеется.
- По собственным прогнозам, когда с вами должно было произойти расставание? - Все рухнуло перед первым кубковым полуфиналом со "Спартаком". Бышовец заявил, что я сорвал предыгровую тренировку и убрал меня из команды. На самом деле ему не понравились мои высказывания в перерыве предыдущего матча с "Москвой".
- Говорят, вы тогда пришли в раздевалку и сказали кому-то: "Когда будешь играть?" Потом повернулись к Бышовцу: "А ты когда будешь тренировать?" - Чушь. Никогда себе такого не позволю. Субординация должна быть. Сказал я гораздо мягче - мол, нам нужно сменить тактику. "Локомотив" играл в два опорных хава - с Родолфу и Гуренко. Еще и Билялетдинов бегал за своим полузащитником - впереди у нас не хватало игроков. Вот я и сказал: зачем Беляшу оттягиваться? Его всегда подстрахуют!
- Самое интересное, "Локомотив" действительно перестроился. - Да! Так и вышли играть - весь второй тайм "Москву" за центр не выпускали, правда, закончили 1:1.
- Тогда вам Бышовец ничего не сказал? - Тогда - ничего. Промолчал. Но после этого было теоретическое занятие, и я все понял: Бышовец двигает фишки, всех называет поименно, а про меня высказался просто - "десятый номер".
- Что вы поняли? - Что доживаю в команде последние дни. Как заметил сам Бышовец в разговоре с одним из ветеранов: "Тренер может простить игроку все, кроме одного. Если тот умнее тренера. Это тебе на будущее, ты же станешь тренером..." Сказано было по поводу моего выступления в перерыве.
- Кто-то из команды за вас пытался вступиться? - Вступаться я никого не просил. И не нужно было вступаться. Но ребята, узнав, что от меня избавляются, не хотели выходить на матч со "Спартаком". Спахич, например, сказал: "Играть не буду".
- А вы? - Я их и убедил: не стоит заниматься ерундой. "Вы играете не за тренера, а за себя и "Локомотив". У вас шаг до финала. С Бышовцем мы сами разберемся..." Они вышли - и победили 3:0.
- А ведь когда-то вас Бышовец в "Зенит" звал... - Когда-то он меня и на день рождения приглашал. Год назад у него юбилей был. Доктор Ярдошвили ко мне подошел и говорит: "Анатолий Федорович просит тебя быть". Отвечаю: "Да я этого человека не знаю, никогда и представлены друг другу не были. Ни в каких сборных не пересекались". - "Нет, он очень просит". Видно, Бышовец уже в "Локомотив" собирался, руководство охаживал. И меня заодно. Мы сыграли с Казанью 4:4 и я заехал, хоть желанием не горел...
- Что подарили? - Ничего. Я и заскочил-то на двадцать минут, вместе с Ярдошвили.
Интервью очень большое, поэтому пришлось разбить его на две части.>>Окончание