Идущий на втором месте "Локомотив" все ближе к лидеру и все дальше от преследователей.
«Анжи» и «Зенит» выдали интересный и многосмысловой матч. Он смотрелся – раз. Он обозначил рост дагестанского футбольного самосознания, который в прошлом туре еще тянуло списать на расхристанность «Спартака», — два. Он подчеркнул некоторую нелюбовь «Зенита» к выездным встречам с контратакующими соперниками – три.
Или вот такой сюжет. В стартовом составе «Анжи» не вышло ни одного воспитанника дагестанского футбола. А трибуны на игре с лидером чемпионата остались наполовину пустыми. Это похмелье бриллиантового этапа в жизни клуба, когда отовсюду лились сладкие куплеты, но так и не родился серьезный припев. Деньги кончились, звезды уехали, «Анжи» начинает оттуда же, где был до. Исключая, быть может, стадион.
Но и у «Зенита», если на то пошло, в «старте» не было никого с петербургскими корнями. Чем не повод для вдумчивых аналогий? Что есть сейчас – понятно и хорошо. Что будет после? О таком, по идее, неплохо думается как раз в гостях у «Анжи». На фоне полупустых трибун.
Высветил каспийский матч и еще одну линию: после ничьей лидера «Локомотив» стал к нему ближе. Теперь он всего в двух очках. И в пяти – от третьего-четвертого места, «Краснодара» и ЦСКА. От крепких, вообще-то, ребят. Получивших весной участие в еврокубках не через Кубок России, как «Локо», а распоряжением турнирной таблицы.
Именно
«Зенит» с «Локомотивом» — две самых внятных сейчас команды РФПЛ. Хотя внятности их – разного толка. Там и там знают, что делают. И, собственно, делают. Но по-разному. Другая модель.
«Зенит» более очевиден. Все там новые, не притертые, но к притирке склонные. Есть проблемы с адаптацией как раз отдельных старожилов, Кокорин им в ребро. Но все остальное обязано работать, потому что под эту идею оно и собиралось. С самого начала была встроена в общую вертикаль агентская линия, никакого разброда не наблюдалось с тренером. От кого надо, избавились, прочие – дружно, весело, взяли, понесли. В отдельных матчах не доносят, но и не роняют: ноль поражений.
В «Локомотиве» ситуация сложней.
Вынесем за скобки неподтвержденные и даже опровергаемые конфликты. Тем более, что их действительно нет. А есть некая лоскутность, я бы сказал. У «Зенита», скажем, притирка идет в команде. А у «Локо» — в клубе. Плечи, крылья и ветви футбольной власти подбирались не по единому плану, а в силу и вследствие обстоятельств. Не так, что вот вам триумвират Фурсенко – Сарсания – Манчини, остальное – стройся под них. Нет, в «Локомотиве» сначала была связка
Илья Геркус – Игорь Корнеев. И когда тот спортивный директор ушел, взяли нового –
Эрика Штоффельсхауса. Что тут под кого – человек под идею или идея под человека, сказать затруднительно. Они вроде разные совсем, Корнеев и Штоффельсхаус. Неужели мыслили, не сговариваясь, одинаково?
С тренерами похожая картина. Игорь Черевченко новую клубную власть если чем и не устраивал, так это незнанием ей его возможностей. Но на дверь ему не указывали – ушел сам. После этого был взят
Юрий Семин. Вряд ли в процессе найма звучало: «Мы вас берем, Юрий Палыч, для шлифовки схемы 4-4-2 и под мощную селекционную кампанию». Нет, конечно: Семина брали как неравнодушную клубную легенду, которая, может, и не вполне устраивала работодателей. Только ведь никто из них не знал, убежден, кандидатуру, которая бы устраивала. Не было такого техзадания: вот под эти условия, этот бюджет и этот состав нужен спец с конкретным набором качеств. А было много непонятностей, часть которых никуда не ушла, и был Юрий Палыч, который сейчас делает «Локомотив» все понятнее.
Он может проиграть, этот «Локомотив». В том числе «Тосно» и «Амкару». Но ясны его приводные ремни, оси и коленвалы. «Семин уже не тот, он старомоден…». Но есть результат. При довольно спокойной, замечу, селекции.
Клубу и тренеру удалось сделать простое и одновременно главное: сохранить
Алексея Миранчука. Не думаю, что сейчас он хочет покинуть «Локомотив» ради «Рубина». А вот, допустим, Смолов, как говорят, уйти из «Краснодара» хочет. И это – отражение тренда.
Тренер вынул из запасников Фернандеша, который сейчас дико важен для команды. Семин приручил
Денисова. И не в смысле дрессуры, конечно, а всего лишь создав в команде атмосферу адекватности. Наконец, Семин привнес в быт и игру свое игроцкое прозвище Шило. Это когда «гореть всегда, гореть везде», «не отступать и не сдаваться» и т. д. Посмотрите на них: они же ошпаренные, ужаленные, Семиным укушенные. Им же не наплевать. Даже
Эдеру, который еще ни черта в наших делах не понимает. Даже без
Ари, который, напротив, все понимает, но травмирован.
И вот уже Палыч заходится на бровке в каком-то просто дестадовском танце радости после первого гола в ворота «Динамо». Ему не все равно. Его команде тоже. Они, знаете ли, в футбол играют. И это тот случай, когда оба слова ключевые. В футбол – и играют.
Как оно там дальше сложится, непонятно. И что такое тренер – человек или сумма качеств реабилитолога, диетолога и тактика – тоже предмет для споров. А пока мы видим на примере «Локо», что бывает, если просто делать дело на своем посту. Если отягчающие факторы перевести во вторичные, а в первичные записать результат.
Евгений Дзичковский