Сборная России вот-вот стартует в отборочном цикле к чемпионату Европы-2012. В эксклюзивном интервью с самого закрытого сбора национальной команды полузащитник Динияр Билялетдинов рассказал корреспонденту Sports.ru о разнице межу Хиддинком и Адвокатом, поделился ожиданиями от соперников, высказал опасения по поводу смены позиции, поведал о сборах «Эвертона» и оценил ситуацию в «Локомотиве».
– Какие эмоции испытываете перед началом отборочного цикла?– После каждого вызова в сборную всегда ощущаешь радость, но одновременно с этим и большую ответственность. Сейчас состояние какого-то ожидания, нетерпения.
– Осадок от неудачи, постигшей сборную в завершающей стадии прошлого отборочного этапа, остается?– Это уже перевернутая страница. Но те воспоминания, к сожалению, сохранятся до конца карьеры. Теперь перед нами новые задачи, надо все доказывать заново.
– Пресса и эксперты немало критиковали национальную команду после товарищеского матча со сборной Болгарии. Критика обоснована?– Критиковали по делу. Мы действовали как-то сонно, активно включаясь лишь в некоторых отрезках встречи. На пару минут взорвались в первом тайме, оживились на пару минут во второй половине... Да и быстрый гол, наверное, сыграл свое дело: команда слегка раскрепостилась. Может, зная свою силу и видя преимущество, кто-то пытался поберечься: у одних – разгар сезона, у других – старт чемпионата. В товарищеских матчах не ставится цели сыграть на результат. Нам, конечно, самим неприятно играть в такой футбол: низкий темп, неточность передач, немобильность игроков. В том матче поводом для критики стала некоторая недоотдача игроков. С этим надо бороться – даже товарищеские поединки должны проходить более зрелищно. Во встречах отборочного цикла такое происходить и вовсе не должно.
– Как бороться с проблемой мотивации перед матчами с так называемыми «командами-карликами», к коим можно причислить и Андорру?– Здесь проблем с недонастроем быть не может. Это официальная игра, где необходимо брать три очка. Тем более, все помнят наш последний визит в Андорру.
– Тренерский штаб уже проводил с командой разбор соперника?– Пока что особых собраний на эту тему не было – видимо, будем готовиться именно к сопернику за день до матча. Сейчас на тренировках мы решали свои вопросы: физическая форма, сыгранность, наигровка связей. А так по опыту знаю, что на стадионе, где нам предстоит проводить матч, маленькое поле. Там сложно забить.
– Есть ли принципиальные отличия тренировочного процесса Дика Адвоката от системы подготовки Гуса Хиддинка?– Кардинальных изменений нет. Как и Хиддинк, Адвокат делает упор на комбинационный футбол. Основная концепция: быстрые перемещения и «открывания», сведение потерь мяча к минимуму, быстрый переход из обороны в атаку, организованность и дисциплина. Все это отвечает тенденциям современного футбола. Конкретные упражнения на тренировках в чем-то разнятся, но не коренным образом.
– Сохранилась ли та атмосфера, что была при Хиддинке?– Шутки и дружеские подкалывания остались. На первом сборе присматривались к новому тренеру, а он – к нам. Сейчас происходит притирка друг к другу. Этакий период становления нового коллектива. Глобально же если, то дружественная атмосфера сохранилась.
– А с чем связана некая закрытость этого сбора для журналистов и болельщиков?– Просто сейчас очень важный период. Не думаю, что эта закрытость связана с какой-то злобой на представителей прессы. Надо отнестись к этому с пониманием – дать нам время полностью сработаться, сконцентрироваться на задаче. Поэтому особых комментариев после тренировки или на входе в отель не раздаем. Начнем отборочный цикл, тогда и пойдут комментарии-интервью.
– Кого считаете самым серьезным соперником? Ирландию? Команду Словакии?– Все серьезные. Я уже говорил, что в матчах такого уровня не бывает легких прогулок. Македония, Армения, та же Андорра – все могут доставить трудности. Не стоит забывать игры с Израилем и опять же Андоррой. Нерадужный опыт встреч с якобы несерьезными соперниками в нашей истории, увы, есть. Так что в нашем случае разговоры о серьезности противника – без толку.
– Почему со сменой тренера в составе сборной появилась лишь одна новая фамилия?– Наверное, это вопрос опыта работы Дика в России. Будучи клубным тренером, он, полагаю, успел присмотреться к игрокам с российским паспортом. Думаю, что изменения в составе будут носить точечный характер. Но все же при хорошей игре шанс есть у каждого, пример тому – приглашение Алана Касаева.
– Каково ваше отношения к вопросу о натурализации бразильца Веллитона?– Еще не значит, что если его натурализуют, то он гарантированно будет играть в сборной России. Я не против. В той же Германии или Франции есть опыт, значит это не так плохо. Но, выступая за национальную команду, надо прочувствовать ответственность – справится ли он с этим? С человеческой же точки зрения проблем в общении не возникнет.
– Прослеживается ли в поведении Дика Адвоката какое-либо особое отношения к игрокам «Зенита»?– Специально своих бывших подопечных он никак не выделяет. Естественно, во время тренировки он иногда проводит параллели с петербургским периодом: мол, когда работали в «Зените», у нас было так-то... Однако эталона из «Зенита» он не делает: никакого зомбирования или навязывания ценностей. Просто сравнение выстраиваемого тренировочного процесса с тем, что был налажен в «Зените». Ну, со «знающими» поднимает отголоски различных шуточных тем – это нормально, ведь есть точки соприкосновения.
– Адвокат сказал, что вы начнете встречу с Андоррой в основном составе на позиции левого защитника...– Это решение тренера, оно было еще на предыдущем сборе. Из-за дисквалификации Жиркова я буду действовать именно в обороне. Я готов всегда подменить партнера по команде.
– Хиддинк перевел Жиркова из полузащиты в линию обороны. Не опасаетесь, что можешь стать продолжателем этой тенденции?
– Надеюсь, это ко мне относится не в той степени. Я считаю, что мои более сильные качества проявляются при игре впереди.
– Может возникнуть ситуация, что тренеру «Эвертона» Дэвиду Мойесу понравится такой эксперимент Адвоката?– (Смеется). Немного опасаюсь. Вдруг приеду, а меня в защиту поставят! Если же серьезно, то надеюсь такое явление носит разовый характер. В случае травмы или дисквалификации я могу заменить – не вопрос. Но постоянная игра на этой позиции – не мое.
– Перейдем к вопросам об английском первенстве. В этом году вы провели полное межсезонье с «Эвертоном». Какие заметили нюансы в подготовке?– По сравнению со сборами в «Локомотиве», есть различия. К примеру, паузы между занятиями значительно короче. У большинства команд принято в процессе сборов ездить с турне или принимать участие в турнирах. У нас же обычно турниры проводятся в последний сбор – за десять дней до начала чемпионата. В Англии первые товарищеские турниры проводятся сразу же, чуть ли не через неделю после начала подготовки. Нагрузки на разных сборах различаются, однако запредельных не было. В России период сборов длиннее, тут же, если не рассматривать выходные и отпуска, на подготовку отводится примерно месяц.
– С чем связан не слишком удачный старт «Эвертона»?– В этом году что-то не то с везением и реализацией. Если пересмотреть игры – будь удача на нашей стороне, могли бы иметь уже и семь очков. Такой результат был бы по игре. Нужна хорошая победа, после которой все должно наладиться. Когда не выигрываешь в первом, втором и третьем турах, то ситуация начинает давить. Выигрыш будет способствовать психологическому равновесию. Тут важно раскреспоститься, поставить точку в этом неудачном периоде. А дальше должно идти по нарастающей, тем более, что предпосылки в игре есть.
– В предстоящем матче чемпионата вашим соперником станет «Манчестер Юнайтед». Наверное, не совсем удачный поединок, в котором можно «поставить точку»?– Почему же? «Астон Вилла» на выезде ничем не легче, чем «Манчестер» дома. В прошлом году в домашней встрече над «МЮ» мы взяли верх – 3:1. Все шансы победить есть и сейчас.
– Сильно ли различается уровень команд английской премьер-лиги? Все-таки наблюдать счета в духе 6:0 в каждом туре – не совсем привычное дело.– Где-то это стечение обстоятельств. А в отдельных случаях – класс команды, мастерство игроков. Безусловно, не у всех клубов трансферные бюджеты сопоставимы с возможностями «Манчестер Сита» или «Челси».
– Как можете оценить селекцию «Эвертона»?– Нормально усилились. У нас нет большого трансферного бюджета, зато имеются свои козыри. На каждую позицию есть по несколько футболистов – здрвая конкуренция за место в составе присутствует. Команда не раздута, нынешнее количество игроков можно назвать оптимальным.
– В прошлом году вы сетовали на неслаженные действия в обороне?– Я не имел в виду тогда исключительно линию защиты. Подразумевались командные действия при отборе мяча. В этом сезоне, за исключением некоторых откровенных ляпов, мы действуем более уверенно. Хотя в двух турах были допущены грубейшие ошибки – именно ляпы, как я уже сказал.
– Во втором туре вы провели на поле почти весь матч. Судя по расстановке, пришлось действовать на не совсем привычной позиции правого полузащитника...– Не совсем так. Мы менялись флангами абсолютно свободно – я оказывался то справа, то слева.
– За три тура вы не провели ни одного полного матча. В чем причины?– В Англии более жесткая ротация состава. Игра в одном туре не гарантирует попадания в состав на следующий матч. Если ты как-то выделился на поле, забил или отдал голевой пас, то заработал некий иммунитет, будем так называть. В остальных же случаях можно запросто выпасть из состава или попасть обратно. Прошлые заслуги при этом не учитываются. Железными игроками основы себя могут назвать лишь три-четыре человека, но они и в клубе уже очень давно. Плюс к каждой игре подходят очень индивидуально: если игрок не совсем готов, морально или физически, он отправится на лавку.
– В сборной общаетесь с Диком Адвокатом на английском?– Да, нормально все понимаю. Думать на английском еще не начал. (Улыбается). Но иногда заговариваюсь: в русскую речь вставляю английское словно – это уже по привычке.
– На русский язык быстро перестраиваетесь?– Никаких проблем с этим. Я в Ливерпуле живу со своей девушкой Машей, к тому же приезжают родственники и друзья. С ними я естественно общаюсь по-русски.
– Приезжая в Москву, долго вникаете в темп жизни?– Особых потрясений не испытываю, быстро перестраиваюсь. Чувствую, что приехал домой. Все-таки европейские города кардинально не отличаются. Если бы я жил в США, то было бы, наверное, сложно возвращаться. Америка в этом плане другая страна.
– Как проходит ваш типичный выходной день в Ливерпуле?– Диван, диван, диван, телевизор... (Смеется). Там выходной день – это накопление сил. В выходной я люблю попозже встать, хорошо поесть, полежать. Иногда можем поехать в город погулять. Но преимущественно в выходной устраиваю себе такой день лени.
– В недавнем интервью Дик Адвокат заявил, что из российских игроков, выступающих в Англии, его полностью устраивает лишь прогресс Аршавина...– Не знаю, в чем это заключается эта позиция. Это мнение тренера нашей сборной – к нему следует прислушаться.
– Смогли бы заиграть в английском топ-клубе?– Посмотрим. Мне 25 всего лишь.
– Рассматриваете возможность переезда, скажем, в испанскую или немецкую лигу?– Над этим особо не думал. У меня в настоящем времени дел с «Эвертоном» хватает.
– Наблюдаете ли за чемпионатом России?– Конечно. Смотрю практически все игры «Локомотива». Грустно от того, как играет команда. Что-то там внутри не так. С психологией, может с атмосферой. Это лишь мои наблюдения со стороны. Надеюсь, что последуют правильные решения – это уже дело тренера.
– Общаясь в сборной с бывшими одноклубниками, Торбинским и Сычевым, пытались выяснить проблемы?– Я на эту тему не общаюсь с ними. Знаю, что им не особо приятно обсуждать. Они должны быть настроены на игры сборной, а не держать в голове клубные проблемы. Так что такие вопросы им не задаю. То, что мне надо, все равно узнаю.
– Как можете оценить уровень российского первенства в целом?– Честно говоря, не слежу за другими командами – вижу их игру только во встречах с «Локомотивом». Счета, конечно, знаю. Так что могу делать свои выводы только глядя на турнирную таблицу. «Ростов» и «Спартак-Нальчик» поднялись высоко. Думаю, это произошло из-за растущего класса этих клубов и неудач фаворитов. Но впереди еще более десяти туров – может многое измениться.
Антон Круглов