В свои 24 года голкипер «Локомотива-2» Александр Криворучко, будучи в аренде, поиграл много где, но «Локомотив» всегда оставался для него особенным клубом. К тому же, он является одним из первых, кто попал в нашу школу когда она только создавалась. Это человек, который четко знает свое дело, ставит перед собой высокие цели и не боится трудностей. В интервью сайту Lokomotiv.INFO Александр рассказал о своем прошлом и о связанных с будущим надеждах, поведал что значит для него «Локомотив» и еще много всего интересного, что мы даже не будем пытаться уместить в этот анонс простым перечислением.
«Потому что это МОЯ КОМАНДА»
- Расскажи, как складывалась твоя карьера до «Локомотива-2»?
- Начинал я в СДЮШОР «Красногвардеец» в Орехово-Борисово, где жил с родителями. В пятнадцать лет меня пригласили в сборную России 84-го года и после того, как я попал в сборную, мне начали поступать предложения из других клубов, в том числе и из школы «Локомотива», которая тогда только организовывалась. Я был одним из первых, кто там оказался и даже успел сыграть за старший 83-й год. Через какое-то время я начал тренироваться с дублем и параллельно вызывался в сборную России своего возраста. Постепенно меня стали допускать к тренировкам с основным составом, я ездил с ними на предсезонные сборы. Но шанса сыграть за основу не было, и в один из сезонов я сам попросился в аренду.
Так в 19 лет я на правах аренды попал в подольский «Витязь», выступавший во второй лиге. Как и многие молодые футболисты, я считал, что во втором дивизионе играют уже списанные игроки. Тем более, когда в аренду идут футболисты из команд уровня «Локомотива» или ЦСКА, например, они думают, что будут стопроцентно играть в основе. Придя туда, я столкнулся с такой ситуацией – в команде много взрослых игроков, у которых семьи, дети, и они просто так место в основном составе не отдадут. Мне пришлось доказывать, что я чего-то стою. Через работу я это доказал и сезон прошел для меня удачно, мы заняли второе место, а я поехал на турнир «Надежда» (зональный турнир между сборными командами второй лиги) и там тоже выступил хорошо.
Затем поступил ряд предложений из других клубов, но тут подключился «Локомотив», которому я принадлежал, и отпускать они меня не хотели. Тренером тогда был Юрий Палыч. Вернувшись в «Локомотив», я поехал с основным составом на сборы. Моими конкурентами в составе тогда были Серега Овчинников и Леха Поляков. По прошествии сборов меня позвал Юрий Палыч и сказал – «Ты в команде». Так я и тренировался с основой, но сыграть так и не удалось, хотя я был в заявках на матчи, даже на Кубок УЕФА.
Сезон закончился, а мне хотелось играть. Тут мне поступило предложение от «Спартака» из Нальчика, который тогда только вышел в Премьер-Лигу. Но, зная о боевых действиях, что там тогда проходили, я серьезно задумался. Посоветовался с родителями, со своей девушкой. Они были не в восторге от этого. Пришлось принять решение, все-таки команда Премьер-Лиги. В составе нальчикского «Спартака» сыграть было больше шансов, нежели в «Локомотиве» на тот момент. Спасибо моей девушке Ане за то, что она, учась на третьем курсе института, приняла решение поехать со мной. Я считаю это достойным поступком. С родителями были серьезные проблемы, ведь нужно было учиться, но мы поговорили и пришли к общему знаменателю. Аня взяла академический отпуск и поехала со мной. В Нальчике мне очень понравилось, но на тот момент там играл вратарь – Саша Чехрадзе. Ему было 30 лет, он был старше меня и к тому же свой, местный. Я стал лишь вторым вратарем и мне опять не выпал шанс заиграть. За тот сезон я сыграл четыре игры на Кубок России и вызывался в молодежную сборную с Володей Габуловым. «Спартак» (Нальчик) выступил довольно успешно, занял седьмое место. В конце сезона они хотели меня выкупать, так как я был у них в аренде. Но руководство команды было не слишком опытным в своем деле, ведь только первый год играли в Премьер-Лиге. Так как мы выступили удачно, всем футболистам поступили хорошие предложения и они ушли на более хороших условиях. Нальчик остался ни с чем и они не захотели опять брать меня в аренду, чтобы готовить не для себя. Я разговаривал с руководством «Локомотива», хотел, чтобы меня продали, но на тот момент я стоил для команды из Нальчика очень дорого и они не смогли потянуть мою трансфертную стоимость.
Тут ко мне поступило предложение от «Анжи» (Махачкала). Омари Тетрадзе принял команду и перед ней ставились серьезные задачи в первой лиге. В тот год я хотел обязательно поиграть чтобы была практика, и поехал с «Анжи» на первый сбор. После него мне сказали, что мной довольны и я могу спокойно тренироваться, что на третий сбор приедет президент и подпишет контракт. Все говорило о том, что в меня там верят. Мы изначально договорились с ними об условиях и я доверился. Так прошли первые два сбора, на которых я тренировался и играл все товарищеские игры. Третий сбор проходил в Кисловодске. Оставалась неделя до первой официальной игры. Приехал президент. Мне многие говорили, что у них не все там честно и гладко. Вместо того, что мне обещали по условиям, получилось совсем другое, стали обещать меньшие суммы по зарплате и премиальным. Мне было очень неприятно, т.к. оставалась неделя до первой игры, и я оставался не у дел. Меня поставили перед фактом и, возможно, рассчитывали на то, что я никуда не денусь и подпишу контракт, а я хотел играть. На деньги можно было бы закрыть глаза, но я следовал одной истине, что если тебя обманули один раз, то обязательно обманут и во второй. В итоге посоветовался с близкими людьми и уехал оттуда. Это был переломный для меня момент. Вроде бы я еще был молодой тогда, нигде не играл, числился вторым в Нальчике и третьим в обойме «Локомотива». История с «Анжи» подломила меня тем, что если бы они мне сразу сказали о своих намерениях, я бы нашел другую команду, но к тому моменту все команды уже были укомплектованы.
Тогда, чтобы не остаться без игровой практики, я поехал во вторую лигу зоны «Урал-Поволжье», в «Союз-Газпром» из Ижевска. Эту команду тогда принял Андрей Юрьевич Семин. Я отыграл там весь позапрошлый сезон. В прошлом году я выступал за «Газовик» из Оренбурга. Мы заняли второе место в чемпионате, а в Кубке России дошли до 1/16, где по пенальти проиграли «Крыльям Советов».
У меня такое убеждение, что зарабатывать деньги это хорошо, но, когда ты при этом приносишь пользу команде, которой желаешь процветания – вот это все в совокупности дает намного больший эффект. Появился вариант с «Локомотивом-2» и на данный момент у меня эйфория. Я великолепно себя чувствую и приношу пользу команде. Пусть, конечно, со стороны оценивают, но для «Локомотива» я сделаю все, что в моих и не в моих силах. Потому что это МОЯ КОМАНДА. Надеюсь, что принесу пользу «Локомотиву-2» и буду рад этому. В следующем году перед нами ставится серьезная задача. Здесь я на виду и буду доказывать свое превосходство. Понятное дело, я хочу в основной состав «Локомотива». На наши домашние матчи приезжают тренера, смотрят, поэтому я буду стараться доказывать всему клубу «Локомотив» в целом.
«Все не могут заиграть в одно время»
- Тебе часто приходилось бороться за место в составе. Откуда берется столько терпения, мотивации? - Футбол - это такая профессия, в которой нужны терпение и труд, можно много синонимов подобрать. Сейчас я становлюсь опытнее, обдумываю все, анализирую. Могу подсказать что-то ребятам помоложе, что в моих силах. В нашем деле главное не опускать руки и у каждого будет свой шанс, свой момент в футболе. Если посмотреть, то кто-то заиграл в восемнадцать, кто-то в двадцать, а кто-то в двадцать два года. А в двадцать четыре ты смотришь на кого-нибудь, кто играет в двадцать, и думаешь – «Зачем же я играю, если я не добился до сих пор каких-то результатов? Может нужно уйти?». Есть такой пример. Лев Яшин играл в «Динамо» с юношеского возраста и играл очень долго в основном составе. Там был и второй вратарь. Сидеть под Яшиным было сложно, практически без шансов. И этот второй вратарь так сидел до тридцати лет. А потом Яшин получил серьезную травму и этот вратарь встал в ворота и так заиграл, что вызывался в сборную. Он дождался своего часа. Я считаю, что если футболист работает, доказывает, то по-любому, стопроцентно придет его время. У каждого футболиста, человека своя судьба, своя линия в жизни. Главное не опускать руки. Все не могут заиграть в одно время. Надо работать, доказывать и все получится.
- А тебе никогда не казалось, что ты когда-то зря ушел, не дотерпел, не дождался шанса? - Я точно могу сказать, что любой, кто скажет, что он не жалеет о своих поступках, которые сделал ранее – этот человек лукавит. Каждый поменял бы что-нибудь в том, что совершил ранее. Молодые игроки часто уходят, вспылив – «Я докажу вам! Вы не замечаете меня!». Я на тот момент, когда уходил из «Локомотива», может, тоже был таким с амбициями, меня в сборную вызывали. Я захотел доказать все в Нальчике. Но помимо желания футболиста есть еще финансовая составляющая, когда клубы не могут договориться. Надеюсь, что в настоящем времени дотерплю и попаду в основной состав.
- Тебе довелось поиграть со множеством опытных голкиперов. Кто тебе из них наиболее запомнился? - Сказав на чистоту, в игровом, в человеческом плане, во всем – это Серега Овчинников. Везде, где я работал, у меня были замечательные отношения со всеми вратарями. Конкуренция это понятно, а за пределами поля со всеми общался нормально. Но запомнился именно он. Я думаю, нет предела для совершенства, но он был близок к идеалу. Для меня еще немаловажно, что общаясь с журналистами, ты можешь что-то нормально сказать. Я считаю, что футболист, спортсмен должен развиваться, уметь что-то элементарно сказать. По тому, как Серега дает интервью, выступает на телевидении, понимаешь, что он человек образованный. Это приятно. И в отношениях и в коллективе я пытался много хорошего от него взять. «Локомотив» тех времен, когда еще играли Маминов, Пашинин – это что-то отдельное было, чистое, светлое. И Серега Овчинников для меня в этом плане показатель.
- А какие самые важные советы ты получал от партнеров по команде? - Вообще любой совет от опытного футболиста надо правильно впитывать в себя. Не важно, ты получил совет от старшего товарища по команде, от мамы, от папы. Это старший человек, опытный, он больше тебя прожил и может давать советы. А в футбольном плане тренер на то и тренер, чтобы давать советы футболистам. Я не буду говорить о мелочах, но один совет, который мне дал Серега Овчинников – это то, что вратарь должен быть спокоен. От слова «спокоен» тут можно провести много параллелей. Он должен руководить игрой, игроками, где-то прикрикнуть. Их десять, а он один и должен руководить. От вратаря идет уверенность команде. Никогда не надо паниковать, что бы ни случилось надо быть спокойным и все будет хорошо.
- Какие жизненные уроки тебе преподносил футбол? - Любому человеку приятно, когда ты искренен и откровенен, и тебе отвечают взаимностью. В этом плане, если брать ту же ситуацию с «Анжи», то обижаться - это не в моих правилах. Я просто делаю для себя выводы. Если еду я на сбор - команда во мне заинтересована. Ну подпишите контракт на первом сборе, чтобы спокойно тренироваться, и все будет хорошо.
- На своей позиции сильнейшим игроком считаешь Овчинникова? - Если брать вообще всех, то да.
- А из тех вратарей, что сейчас играют в основной команде, чей уровень оцениваешь наиболее высоко? - На данный момент я считаю, что кто играет, тот и сильнее. Если человек играет, то он играет по делу, значит на данный момент он сильнейший.
- Какое твое главное достижение в карьере? - Наверное, когда со сборной России 84-ого года, будучи на Чемпионате Европы, мы в четвертьфинале играли с англичанами, но уступили им на последней минуте. Все-таки поучаствовали в финальной части. Все у меня связано больше со сборной России, конечно, нежели чем с клубом. «Локомотив» занимал третье место, когда я был в команде, но я не считаю это достижением для себя, потому что не принимал в этом участия. Понятно, что коллектив един, но я думаю, что у меня все еще впереди.
- А твое главное достижение в жизни? - Я считаю, достижение - это то, что я человек, что меня мама с папой воспитали таким, какой я есть. За это им огромное спасибо. Я считаю, что это основное. Самое главное оставаться человеком.
«Выигрывает не вратарь. Выигрывает команда.»
- Какой был твой самый трудный матч в жизни? - Это элементарно - вспоминать какую-то игру, в которой ты проявил себя с лучшей стороны. В футболе все игры очень сложные и даже скажу по себе, что бывают такие, где минимум моментов для вратаря, но, поверьте мне, они могут быть сложнее тех, где обилие моментов. Потому что в игре, где минимум моментов и игра идет до гола, психологическая нагрузка очень велика и нет права на ошибку, требуется максимальная концентрация внимания. И не только для меня – для любого футболиста эти игры очень сложные.
- Как ты считаешь, для вратаря одного таланта мало? Нужно еще везение? - Футбол – это бизнес и много моментов таких… У кого-то агент с именем, у кого-то агент начинающий. Помимо таланта нужно еще продвижение. Не останавливаясь на этой теме, я верю в то, что талант игрока превыше всего и, что работая, доказывая, ты не останешься незамеченным.
- Вратарь может зациклиться на боязни потерять место в основном составе, совершить ошибку. Как ты относишься к своим ошибкам? - От ошибок никто не застрахован. Может быть такое, что вратарь ошибся и в этой ситуации можно сломаться, пропустить второй гол, третий и ничего хорошего из этого не получится. Помню в одном матче Лиги Чемпионов вратарь «Порту» очень грубо ошибся и они проигрывали 1:0. Вся команда подбежала к нему, подбодрила, поддержала и выиграли они потом 2:1. И вратарю важно самому в этот момент не расклеиться, собраться, забыть об ошибке, потому что вся игра еще впереди и все можно исправить. На то и коллектив, и команда. А ошибки нужно анализировать. Представляешь, если не будет даже мелких помарок, зачем тогда вообще в футбол играть? Нет предела для прогресса и совершенства. Всегда есть над чем работать.
- А вообще вратарь – это последняя инстанция на поле, когда уже все ошиблись? - Получается, да. Вратарь последний в воротах – отсюда и огромная ответственность. Ошибся нападающий – подстрахует полузащитник, ошибся полузащитник – подстрахует защитник, ошибся защитник – подстрахует вратарь, а вратарь ошибся – все. Последний рубеж.
- Что чувствуешь, когда игрок выходит с тобой один на один? На что обращаешь в этот момент внимание, за чем следишь? - В определенной ситуации пытаюсь максимально эффективно применить свое вратарское мастерство чтобы предотвратить гол, выручить команду, сделать все, чтобы мяч не оказался в воротах.
- А во время пенальти ты гадаешь или играешь «по мячу»? - Знаешь, я никогда не поверю тому вратарю, который скажет, что он играет «по мячу». Если брать современный футбол, мячи, удары… У каждого футболиста сейчас хорошо поставлен удар. Даже ученые анализировали пенальти и сделали такие выводы, что невозможно среагировать на удар, играть по мячу. Поэтому приходится гадать. У каждого вратаря есть свои хитрости, моменты, которые он про себя подмечает. И у меня есть багаж знаний, которые я применяю, чтобы отразить одиннадцатиметровый удар, но я вам его не скажу (смеется).
- Как ты считаешь, вратарь может оказывать серьезное психологическое давление на соперника? - Я считаю, что может. Это зависит от человека. Есть и мягкохарактерные и слабохарактерные люди. Но оказывать давление надо в пределах правил. Если вдруг неправильно выразишься, тебя могут наказать за это. А так нормально, в меру жестко, несомненно, можно оказывать давление.
- Есть такое выражение: «Вратарь – половина команды». Видел ли ты когда-нибудь такие матчи, в которых можно было такое сказать или, может быть, сам играл и чувствовал себя действительно половиной команды? - Всегда говорил и буду говорить, что свою игру сам никогда не оценивал, не оцениваю и не буду оценивать. Не в моих правилах это. Игру должны оценивать болельщики, тренеры, но не я. Много примеров когда вратарь вытаскивал игру. Даже если он ловит кураж и выручает во множестве моментов свою команду, все равно я считаю, что выигрывает не вратарь. Выигрывает команда. Ставить свои интересы и достижения выше команды – это не правильно.
- Эмоциональность для голкипера это плюс или минус? - Ругались много на того же Серегу Овчинникова, что он в ряде игр повел себя неподобающим образом, но я считаю, что эмоциональность должна присутствовать. Бывают моменты, когда нужно встряхнуть свою команду, подействовать на судью в пределах правил, если тот допускает ошибки, корректно побеседовать с соперником, если он позволяет себе что-то лишнее и без эмоциональности здесь не обойтись. Спокойно то не получается у нас в игре объяснить нормально.
- Голос на играх срывал? - Бывало. Домой приходишь и не слышно, что ты говоришь.
- В каком клубе, где ты поиграл, был такой подбор защитников, с которым тебе было наиболее комфортно и спокойно играть? - «Локомотив» в его лучшие годы. С такими защитниками, как Пашинин, Сенников, Асатиани, Лекхето, Гуренко, Игнашевич, Дроздов. Со всеми, кто тогда играл. На тот момент это была сильнейшая защита. А на данный момент в «Локомотиве-2» у нас непроходимая защита и мне с ними комфортно и спокойно.
- Футбол – это цель в жизни, работа или жизнь? - Великолепно, когда ты работаешь, занимаешься любимым делом и получаешь за это деньги. Это необыкновенно и замечательно. Я не знаю, приятно ли весь день сидеть в офисе за компьютером и печатать какие-то бумаги. Каждый человек, приходя с работы, занимаясь таким делом, ждет с нетерпением выходных. А когда ты тренируешься, занимаешься любимым делом, игру выигрываешь, то приезжаешь домой и говоришь – «Да, я устал, но я сегодня получил такое удовольствие. Я счастлив».
Я великолепно себя чувствую и приношу пользу команде. Пусть, конечно, со стороны оценивают, но для «Локомотива» я сделаю все, что в моих и не в моих силах. Потому что это МОЯ КОМАНДА. -Слова настоящего патриота клуба. Давай Санек набирайсо опыта и в основу ЛОКО-1)
Знал я его в те времена когда он играл за Нальчик, тогда в спартаке было много игроков из локо на аренде, но увы он не смог заиграть, но тогда стали звездами Рома Концедалов и Гоги Гогуа.
Гогуа в тот момент никакого отношения не имел к локомотиву если что!а канцедалов -особо и не звездил!вот Пилипчук,Мостовой-ДА! Что касается Криворучко-то я думаю любому 19-20-летнему игроку,а тем более вратарю,будет проявить себя в аренде,не в с воей каманде и тем более на кавказе и еще учитывая тот факт ,что есть СВОЙ Чехрадзе,вышедший с командой из 1-ой лиги!тАК ЧТО ВСЕ ВОТ ЭТИ ВАШИ-знал я его в те временА,НО ОН СЕБЯ НЕ ПРОЯВИЛ -ПРОСТО СМЕШНЫ! аЛЕКСАНДР,ТАК ДЕРЖАТЬ,МЫ ДЕРЖИМ ЗА ВАС КУЛОКИ! А ЕЩЕ СЕГОДНЯ НАПИСАЛИ В СПОРТ-ЭКСПРЕССЕ-....Руслан Нигматулин отразил пенальти))))))Оговорочка по Фрейду странная вышла!!!НЕ дело рук это нашего прославленного Нигматулина-проплатил что ли за ошибку кореспонденту(смеюсь) Саша,молодец!Спасибо за пенальти и за отлично проведенную игру! +1 поклонник у тебя ЕСТЬ!
С тех пор,как узнал о Саше ( а было это лет 5-6 назад) постоянно задавался вопросами, спрашивал знакомых о том,где он,что с ним,куда он делся. Все пожимали плечами,смотрели недоумённо. А я всё никак не мог понять, куда исчез Криворучко после того, как был в заявке Локо,игр за сборную России своего возраста. Спасибо огромное автору интервью, нашёл ответы на все свои вопросы кроме одного: почему Саше так не везёт? Ну вот неужели он хуже того же Гилерме? Мдааа...
Привет Саш, я очень рад тебя снова увидеть, но ты наверное меня не помнишь- меня зовут Генрих... мы с тобой очень часто виделись я играл за "Трудовые Резервы" 84 года... я тебе забивал на нашем поле в измайлово...где раньше сборная Москвы играла, помнишь? мы тогда красногвардеец 4 -1 обыграли ты в воротах стоял, а я 3 гола забил тебе... очень рад за тебя дружище ... так держать... тогда уже Саша Самедов за Спартак играл, очень приятно старых знакомых увидеть...!!!