С Гусом Хиддинком, хвала чемпионату Европы, наконец-то все и всем стало ясно. Гус-великий, Гус-победитель, Гус-волшебник. Пришел, увидел, победил. Взял горемычную нашу команду, обогрел, вдохновил, вывел на бой, добыл бронзовый трофей. Если и есть в этих словах капля ерничества, то именно капля, не больше, поскольку голландец действительно явил нам то, во что мы с разной степенью категоричности не верили.
Теперь, однако, предстоит иметь дело с закономерными послетурнирными процессами. Ведь итогом работы Хиддинка со сборной стал не только показанный результат, но и опыт (кто-то наверняка захочет назвать его наследием), которого у нас раньше не было. И поскольку опыт этот по своей неожиданности и эффективности уникален, возникает соблазн его обобщить, классифицировать, разбить на подразделы, включить во всевозможные учебные пособия и принять как универсальное руководство к действию. Логика понятна и проста: мы хотели, но не знали как. Нам показали - как. Следовательно, вот он путь, которым надо идти в будущее, перенимая у Гуса все лучшее для собственных тренерских кадров - не век же иностранцу сборной командовать!
Метода эта не нова и характерна не только для футбола. Я бы даже сказал - не столько для футбола. В конце концов автопром любой развивающейся страны, будь то Китай, Корея или Россия, неизбежно стартовал в свое время с раскручивания до винтика американских, японских, немецких или итальянских машин, а также с почти полного копирования сборочных технологий. То же самое - с небольшими оговорками - относится к любой отрасли экономики, в которой налицо отставание от мировых лидеров.
И вот теперь получается, что в ту же категорию угодил футбол. Растеряв накопленное предыдущими поколениями, мы оказались чуть ли не в роли туземцев, далеких от цивилизации. А позвали на помощь иностранца, "белого человека", - и жизнь мигом наладилась. Что дальше? Возьмем на вооружение его передовые знания - это понятно. А еще что? Обожествим самого Хиддинка? Признаем полное верховенство зарубежной футбольной науки? Бросимся всем скопом учиться футбольному делу в западных "университетах"?
На этих и других проявлениях, симптомах хиддинкомании, весьма вероятной в нынешних условиях, предлагаю остановиться подробнее.
СИМПТОМ ПЕРВЫЙ: ИНОСТРАННЫЙ ТРЕНЕР - ПАНАЦЕЯ ОТ ВСЕХ БЕД
Формально это утверждение - абсолютная истина. Долгие годы "СЭ" выступал агитатором идеи приглашения иностранца, видя, какими предрассудками опутаны наши специалисты, сколько политических, непрофессиональных, межклановых, околофутбольных, а иногда и личностных помех не дают сборной раскрыть свой потенциал. Быть может, не самый великий в Европе, но вполне достаточный для того, чтобы нас уважали. В итоге мы своего добились: общество и футбольная верхушка созрели для того, чтобы увидеть во главе сборной России маститого зарубежного спеца.
Но параллельно развивался другой неизбежный процесс. В сознании масс сформировался четкий "водораздел" между нашими тренерами, квалификации которых, получается, не хватает для работы со сборной на высшем уровне, и иностранными профессионалами, носителями высшего знания, умеющими в любой момент доставать из цилиндра нужных кроликов. Причем в первом случае тень легла абсолютно на всех российских специалистов, поскольку ни один из них за 15 лет российской самостоятельности не убедил в обратном.
Вот, однако, что говорит по этому поводу главный тренер "Крыльев Советов" Леонид Слуцкий, которого я привлек в качестве эксперта по теме, - один из самых теоретически подкованных отечественных спецов, всегда, кстати, симпатизировавший Хиддинку:
- Я категорически против обобщений и противопоставлений в этом вопросе. С таким же успехом можно разбить тренеров на блондинов и брюнетов, на низких и высоких, на европейцев и африканцев. Не существует плохих наших и хороших не наших специалистов: есть просто плохие и хорошие. И есть топ-тренеры, которых в мире не больше двадцати. России повезло: мы смогли залучить к себе сразу двух футбольных людей из топ-списка: Гуса Хиддинка и Дика Адвоката. Сошлись два условия: у нас нашлись деньги, а голландцы согласились поехать в Россию.
Дальше началось их индивидуальное творчество, приведшее нас к международным успехам. С виду все очень просто. Но давайте представим себе, сколько в мире федераций, у которых просто не хватает средств для покупки столь квалифицированных тренерских кадров. Море! Хиддинка, уверяю вас, хотят заманить все, и вовсе не потому, что он иностранец. Не у всех получается.
Нельзя не увидеть логику в словах Слуцкого. Совершенно ясно, что, будь у России свой тренер с таким послужным списком и репутацией, как у Хиддинка, Адвоката, Моуринью, Капелло или Фергюсона, он тоже был бы нарасхват во всем мире. Никто не стал бы заглядывать в графу "национальность" его паспорта. Разве что знанием английского непременно поинтересовались бы.
Что мешает России обзавестись кадрами такого уровня? Ничто. Единственный пункт, в котором мы гипотетически можем отставать, - неустранимая наша зависимость от субъективных внутрироссийских факторов и отсутствие такой зависимости у некоторых (не всех!) иностранцев, обладающих с рождения иным менталитетом.
- Хиддинк сразу сумел поставить себя в России, отгородиться от ненужных советов и назойливой опеки, - говорит Слуцкий. - В результате ему очень часто дозволяется то, что никогда не простили бы ни одному российскому тренеру. Так же, однако, вполне могли поступить Гжебик, Вортманн, Муслин, Вайсс, Буняк и так далее - список очень велик. Тоже ведь иностранцы, казалось бы, - независимые, с менталитетом. Но не топ-уровня - в этом все отличие. Так что Адвокат и Хиддинк - скорее исключения из общего правила.
- То есть наши тренеры ничуть не слабее иностранных? - В среднем - нет.
- А топ-тренеры в России есть? - Да. Газзаев, выигравший Кубок УЕФА. Может быть, Семин, много лет работающий на очень высоком уровне.
Ситуация с Этторе Мессиной, Дэвидом Блаттом, Джованни Капрарой похожа на хиддинковскую, не правда ли? Они тоже - сливки цеха, и они иностранцы. Вот только первое здесь значительно важнее второго. Мы фанатично любим делить мир на Россию и всех остальных, хотя "все остальные" на самом деле - это и итальянцы, и американцы, и голландцы, и немцы... Между лучшими из них нет совсем ничего общего. Кроме одного - высочайшей квалификации.
СИМПТОМ ВТОРОЙ: НАС ЖДЕТ ПЕРЕВОРОТ В РОССИЙСКОЙ ТРЕНЕРСКОЙ НАУКЕ
Действительно, люди из РФС во время пребывания сборной в Австрии снимали на камеру все, что происходило в команде и с командой. Теперь при желании можно объявить этот материал эталонным и обязать использовать его, как догму, в ВШТ и на прочих футбольных курсах. Утверждая тем самым: раньше все было неправильно, надо делать вот так.
- Уверен, что этого не произойдет, - считает Слуцкий. - И слава богу. Потому что Хиддинк не совершал никаких революций - он просто как следует выполнил свою работу. Кроме того, надо четко представлять, что такое ВШТ. Эта организация не гарантирует качества своей "продукции", как не гарантирует этого ни одно учебное заведение. ВШТ дает слушателям огромный набор теоретических и практических знаний, обобщает и перерабатывает опыт многих футбольных школ и поколений. Это помощь, а не панацея. Дальше все зависит от того, как каждый тренер сумеет воспользоваться этими знаниями, пропустить их через себя, преломить с поправкой на свой ум и характер, приспособить к команде, которую он тренирует.
- Но разве Хиддинк не открыл нам великую тайну превращения посредственной сборной в феноменальную за три недели подготовки? - Прежде всего Хиддинк подтвердил свой высокий уровень. А с точки зрения теории голландец не сделал ничего такого, что до него не было бы известно. Тактика? Со времен открытия схем "дубль-вэ" и "4-4-2" ждать тактических откровений в футболе могут только наивные люди. Все уже изучено, расписано и использовано в тех или иных вариациях много раз. Самое трудное, что здесь может быть, - выбор нужной схемы из нескольких существующих, а не изобретение новой. Кадровые решения Хиддинка? И тут тоже не все однозначно. Для кого-то использование Семака в качестве опорного хава - меганаходка, а для меня, например, знающего возможности этого игрока по совместной работе в "Москве", - логичный шаг. Жирков-защитник тоже не самая большая неожиданность, учитывая схожесть его функций на поле вне зависимости от того, как называется амплуа. Ставка на не самого яркого в этом сезоне Билялетдинова в первых матчах - еще одна полностью тренерская прерогатива, которая могла быть обусловлена массой факторов. Вообще в любой команде мира вы легко найдете признаки тренерской индивидуальности. Вряд ли стоит каждый из них рассматривать как открытие или революцию.
СИМПТОМ ТРЕТИЙ: ХИДДИНК СОВЕРШИЛ ЧУДО
За счет чего же тогда голландец дотянулся со сборной до бронзы чемпионата Европы? В чем секрет этого специалиста, добивавшегося успеха с командами разных стран, школ и футбольных историй и традиций?
- Главная заслуга Хиддинка в том, что он сплотил и раскрепостил сборную, возбудил у нее желание играть и избавил от боязни поражений.
Этот ответ Слуцкого поначалу слегка разочаровал, поскольку был выдержан в весьма традиционных выражениях, за которыми не угадывалось конкретики. Однако эксперт "СЭ" дал необходимые пояснения - и многое встало на свои места:
- Для меня очевидно, что Хиддинк применил в подготовке самую обычную методику. Точнее, одну из методик, которыми он в совершенстве владеет и которая показалась ему подходящей с учетом российских условий. Ничего зубодробительного, повторюсь, в этой методике нет, главное ее достоинство в том, что она была правильно выбрана. А вот дальше идут психологические моменты. Мне довелось общаться с Хиддинком, и я чуть ли не физически ощущал бешеную энергетику, которая от него исходит. Это главная и самая козырная его карта! Он заражает окружающих желанием становиться лучше, тянуться вверх, подчиниться интересам дела, достичь цели во что бы то ни стало. Он честен с людьми, и они отвечают ему тем же. Все это грамотно используется голландцем в интересах дела. Человеческое и профессиональное настолько удачно слились в нем воедино, что это систематически дает результат - вот и все волшебство.
И снова сложно не согласиться. Хиддинк использует в работе то, что у него всегда под рукой - свой ум и характер, базируя их на сильном теоретическом фундаменте. В сочетании с его непрошибаемой уверенностью и спокойствием получается очень мощный инструментарий. Если тренер дергается, комплексует, если он кричит или видит во всем происки врагов, это неминуемо передается команде. Нам ли с вами об этом не знать? Если же он сам по себе глыба и матерый человечище, подопечные идут за ним с фантастической верой и решимостью.
СИМПТОМ ЧЕТВЕРТЫЙ: ГОЛЛАНДЦЫ СОЗДАЛИ ФИЗИЧЕСКИ НОВУЮ КОМАНДУ
Хиддинк в самом деле выражал недовольство уровнем подготовки сборников, которые попали в его распоряжение в 20-х числах мая. Это прозвучало не слишком корректно по отношению к российским тренерам: дескать, чемпионат в разгаре, а люди в сборную пришли сырыми, с лишним весом. Кто ж, мол, так игроков готовит?
- Мне сложно сказать, на чем были основаны претензии Хиддинка, поскольку я не имел на руках результатов конкретных тестов, которые можно было бы сравнить, - комментирует Слуцкий. - Допускаю, что игроки действительно могли быть готовы несколько хуже, чем требовалось голландцу. Но ненамного - на 10 - 15 процентов. Объяснение тому простое: в чемпионате и на Euro разные тренировочные и игровые циклы. Это вообще разные турниры, к которым нельзя подходить с общей меркой. Не стоит забывать к тому же, что выиграли бронзу все-таки не какие-то абстрактные люди Хиддинка, а футболисты, подготовленные для сборной в тех самых российских клубах. Было бы странно, если бы голландец не захотел немного подтянуть, перестроить их под себя, однако базисом он воспользовался уже имеющимся.
- Могли ли Раймонд Верхейен и Арно Филипс применить какую-то секретную передовую методику выведения команды на пик формы, что так поразило всех в Австрии и Швейцарии? - Секретную - нет, передовую - могли. И применили. Верхейен - специалист высокого уровня, он отлично знает свое дело, за что Хиддинк его, собственно, и пригласил. Но он не фокусник и не алхимик. Я читал книгу Верхейена, посвященную аспектам физической подготовки, там много полезного, но нет ничего аномального. Помощники Хиддинка - еще один пример очень квалифицированно выполненной работы и профессионального отношения к делу. Конечно, они внесли свою лепту. Что касается всеобщего удивления, то удивились, если разобраться, не только болельщики и специалисты. Удивился и наш тренерский штаб, и сам Хиддинк, чего он не скрывал, и команда, если на то пошло! Удивилась и даже, если судить по последнему матчу с испанцами, слегка испугалась своего столь стремительного прогресса. Сборная шла вперед испытанным и верным путем, но никто не мог знать, как далеко она зайдет. Теперь вот узнали.
СИМПТОМ ПЯТЫЙ: НАДО РАСШИРИТЬ ПОЛНОМОЧИЯ ХИДДИНКА, РАСПРОСТРАНИВ ИХ НА ВЕСЬ РОССИЙСКИЙ ФУТБОЛ
- Мне кажется, ему самому это совершенно не нужно, - убежден Слуцкий. - Если человек хорошо делает свою работу на определенном участке, это не значит, что ему следует заниматься проблемами всей отрасли. Хотя бы потому, что это не даст ожидаемого эффекта.
В тренерстве Гус уникален. Его методику скопировать невозможно, поскольку она предельно индивидуальна и завязана на его личных качествах. Я говорил как-то с помощником Моуринью, тот высказал мне следующую сентенцию: много лет, дескать, помогаю шефу, знаю досконально его требования и способы достижения целей, мог бы работать самостоятельно, поскольку вооружен очень мощными знаниями. В то же время четко понимаю: все это эффективно лишь потому, что применяется самим Моуринью, связано с его харизмой, личностью. Слепое копирование ничего не даст.
А вот в администрировании, обеспечении условий развития футбола, выполнении тех или иных комплексных программ, индивидуального меньше. Гусу не нужно распыляться, это вполне могут делать другие люди с организационным талантом. Методики в мире существуют, использовать их в наших условиях, видоизменив соответственно, задача сложная, но решаемая. Деньги и политическая воля здесь важней тренерского таланта. Так зачем, спрашивается, требовать этих усилий от Хиддинка?
И снова Слуцкий прав. Мне говорили знающие Хиддинка люди, что в аппаратных и организационных делах голландец в некотором смысле - лежачий камень. Его нужно куда-то возить, к чему-то подталкивать, он не откажется, но сам локомотивом не выступит. Главным образом потому, что имеет другую склонность и талант - тренировать.
Невозможно не учитывать и разницу в подходах к футбольному развитию в крошечной цивилизованной Голландии и гигантской проблемной России. Вот пример. Олег Романцев, у которого я года полтора назад брал интервью, до сих пор помнит шок, испытанный им во время поездки в Нидерланды. Речь зашла о принципах футбольной селекции, и Романцев спросил у хозяев, какой процент всех голландских детей им удается просеивать на предмет футбольной пригодности. "100 процентов", - таким был ответ.
А какой процент теоретически возможно просеять у нас с нашими Норильсками и Якутсками, таежными и степными просторами, сибирскими морозами и кавказскими аулами? Два, три? Тут нужна не Королевская программа развития футбола, действующая в Голландии, а своя особая, российская. Разработанная, быть может, и при участии, но никак не под руководством Хиддинка.
Кстати, эта самая голландская Королевская программа, по мнению Слуцкого, тоже требует обновления и корректировки. В том числе и потому, что в ее основу положены слегка устаревшие принципы организации игры. Доказательства? Поражение голландцев от сборной России в четвертьфинале Euro.
СИМПТОМ ШЕСТОЙ: УСПЕХ ХИДДИНКА ЕЩЕ ШИРЕ ОТКРОЕТ ТРЕНЕРАМ-ИНОСТРАНЦАМ ДОРОГУ В РОССИЮ
Так то оно так, вот только далеко не все российские клубы, по мнению Слуцкого, готовы к приглашению тренеров из-за рубежа. Финансово, ментально, организационно нам пока далеко до серьезно структурированных европейских команд. Урень или Вышний Волочек, скажем, могут насобирать денег и позвать специалистов с именем, но тогда либо выкачиванием денег все и закончится, либо эти специалисты окажутся не теми, за кого себя выдавали, и отдачи от них, как неоднократно доказывала жизнь, не будет никакой. Скорее же всего серьезные тренеры туда просто не пойдут.
Что там Урень - Невио Скала не прижился в "Спартаке"! Великий он тренер или нет, мы в России так и не поняли, зато обрели другую уверенность: гигантский ворох проблем и неурядиц, имевшийся тогда в московском клубе, не дал бы возможности плодотворно работать не только Скале, но и любому другому зарубежному гуру. Русский менталитет той толщины не "прокачал" бы, пожалуй, и Хиддинк.
А теперь попробуем просуммировать и подытожить вышенаписанное с целью сделать из всего этого определенные выводы.
Итак, хиддинкомания имеет право на существование, но распространяться она должна только на самого Хиддинка, а не на иностранных тренеров как таковых. Это первое. Второе: если у вас есть пара-тройка нефтяных и алюминиевых холдингов, или вы представитель футбольно озабоченных государственных структур, вы можете позволить себе пригласить очень именитого специалиста из-за рубежа. Но только делать это надо решительно и осознанно. Скажем, РФС и НАФ сегодня на коне. Не будем забывать, однако, что к кандидатуре Хиддинка там было решено обратиться лишь после того, как от сборной отказались Валерий Газзаев и Юрий Семин. Последний вместе с Борисом Игнатьевым специально летал в Лондон, где имел очень предметный разговор с Романом Абрамовичем, но предложение "Динамо" тогда перевесило.
Никто не знает, чего мы добились бы в минувшем европейском цикле с Сёминым или Газзаевым у руля национальной команды. Возможно, были бы в финале Euro. Однако остаточный принцип, по которому состоялось само назначение голландца, в свете его сегодняшних успехов со сборной и предыдущих неудач обоих "отказников" представляется довольно нелепым. Чего боялись Роман Аркадьевич и Виталий Леонтьевич? Что еще мы могли потерять в ту тоскливую пору, кроме того, что уже потеряли?
Третье: не нужно стремиться к созданию клонов Хиддинка, имея целью повторить его достижения. Скорее здесь приемлем другой путь, которым мы пытаемся идти в подготовке футболистов. Чем больше будет возможностей у тренеров проявить себя, чем чаще на первый план начнут выходить не умение грамотно окучить клубный бюджет и с максимальной личной выгодой провернуть селекцию, а непосредственно профессиональные навыки, чем шире будет выбор, чем сильнее и престижнее футбольная отрасль, - тем больше в России появится толковых специалистов.
Разве не пора стране - полуфиналистке чемпионата Европы обзавестись наконец собственными кадрами континентального уровня - честными, уважаемыми, независимыми тренерами-победителями?
Будут такие в России - зачем нам Хиддинк? Поблагодарим и отпустим.