Мало кто из профессиональных футболистов может похвастать своим долголетием. Травмы и карьерные хитросплетения, заставляющие раньше времени повесить бутсы на гвоздь, сплошь и рядом расставляют на тернистом пути свои капканы. Большинство спортсменов в них попадают, но исключительная часть с высоты почтенного возраста с наслаждением рассказывает о том, как не порвать финишную ленточку раньше времени.
В России, да и в Советском Союзе, принято было считать футболиста, перешагнувшего рубеж тридцати лет, уже старожилом, а к тридцати пяти — и вовсе ветераном, поэтому смены поколений происходили повсеместно. Великие уходили прощальными матчами на заслуженный отдых, иные доигрывали в низших лигах до момента, пока не переставали падать прямо на футбольном поле от нагрузок, которые уже объективно не выдерживали. Но были и те немногие, которые, не прощаясь, возвращались в нужный жизненный момент. Как для команды, так и для них самих. Они выполняли поставленные задачи в силу своих возможностей и возникавших по воле случая обстоятельств. Подневольные люди, напрямую зависящие от того, как ляжет «железнодорожная карта» у покровителей ведомства и насколько удачно они смогут реализовать задуманное. Одним из таких героев своего времени был
Дмитрий Михайлович Максимов, курировавший «птенцов Кагановича» (подобным прозвищем называли футболистов московского «Локомотива» на заре его существования, которому покровительствовал нарком путей сообщения)
Максимов никогда не был игроком экстра-класса. Ему не рукоплескали стадионы за умопомрачительные передачи, финты или забитые мячи. Он занимал свою скромную нишу в столичной заводской команде «Серп и Молот» (достаточно сильный коллектив в 1930-х годах), параллельно работал там мастером, а после и инженером (по неуточнённым данным) и не питал особых иллюзий по поводу своего футбольного будущего. Но после того, как в спортивной жизни страны начали происходить определённые реформы и, как следствие, перемены, Дмитрий Михайлович в возрасте глубоко за тридцать лет принимает судьбоносное для себя решение и транзитом через клубные команды только что образованного футбольного клуба «Спартак» перебирается в стан ещё более молодого коллектива, с которым будет практически неразрывно связан полтора десятка лет.
В 1936 году, уже в очень почтенном возрасте (Максимов родился в 1900 году), он отыграет в качестве капитана «Локомотива» все матчи в первом розыгрыше Кубка СССР, который впоследствии для железнодорожников станет победным. Он увидит рекордный пента-трик (пять мячей в одной игре) Виктора Лаврова в Кунгуре, в пылу борьбы получит красную карточку в матче против ленинградского «Спартака» в 1/8 финала, а в финале против тбилисского «Динамо» выведет команду на поле с капитанской повязкой и триумфально завершит первый розыгрыш этого трофея.
Кубок «Локомотиву» тогда не дали, а по стадиону сообщили:
«Локомотив» в финале сыграет с московским «Динамо», и победитель матча получит кубок.
Дело в том, что, отправляя динамовцев на товарищеские матчи в Чехословакию, совпавшие по времени с кубковым турниром, Комитет по физической культуре пообещал им место в финале. И они были уверены, что сыграют с «Локомотивом», хотя по их возвращении этот вопрос обходили молчанием.
После победы над тбилисцами, не обращая внимания на сообщение диктора, на поле вышел Герой Советского Союза Валерий Чкалов, месяц назад вместе с Георгием Байдуковым и Александром Беляковым совершивший беспосадочный перелет по маршруту Москва — Северный Ледовитый океан — Камчатка — Николаевск-на-Амуре, поздравил победителей и на листе бумаги написал:
«Привет победителям Кубка СССР. В. Чкалов».
В «Красном спорте» растерялись и попытались выйти из положения, мол, Чкалов написал «победителям в Кубке». На следующий день вмешалась «Комсомолка», её поддержали другие газеты и «суперфинал» был отменён.
Поздравило команду и родное ведомство.
«В связи с победой московской команды "Локомотив" в финале футбольных игр на Кубок СССР и завоеванием Кубка, президиум Центрального комитета союза ж. д. центра постановил:
- отпустить на расширение стадиона «Локомотив» в Москве 300 тысяч рублей;
- премировать ценными подарками команду-победительницу, а также ряд других выдающихся спортсменов "Локомотива"».
Так, благодаря футболистам одарили штангистов, лыжников, легкоатлетов, конькобежцев.
В осеннем чемпионате 1936 года (турнир был разделён в один год на две сезонные части), после удаления в первом же туре в матче с московским «Спартаком» играющего тренера «Локомотива» Алексея Столярова, Дмитрию Михайловичу, спустя восемь дней после победы, вручают кубок СССР, как капитану команды. Уже в следующей игре локомотивцы отдали должок ленинградскому «Динамо» за проигранный первый матч чемпионатов СССР, победив со счётом 4:0. При непосредственном участии Максимова после поражения от «армейцев» последовали три подряд победы. В одной из них московский «Локомотив», проигрывая на своём поле со счётом 0:3 ленинградской «Красной Заре» после первого тайма, сумел переломить ход игры и победил 5:3.
В результате перед последним туром таблицу с 14 очками на счету возглавил триумвират в составе московских «Динамо», «Спартака» и «Локомотива», а следом за ними с интервалом в очко шло тбилисское «Динамо», в гости к которому в надежде завоевать зелёное знамя чемпиона и отправились локомотивцы. Увы, помыслам не суждено было сбыться. В ещё одном матче чемпионата, ставшем отголоском кубкового финала, тбилисцы взяли реванш у «Локомотива» — осенней грозы динамовских команд (помимо московского, победили ленинградское и киевское «Динамо») со счетом 2:1. Поражение на финише отбросило клуб за пределы первой тройки — на четвёртое место, поскольку «Спартак» победил ЦДКА (3:1) и стал чемпионом, а московское «Динамо» закончило вничью (1:1) матч с ленинградскими одноклубниками и осталось вторым.
В своем номере от 5 ноября «Красный спорт» подвел итоги сезона, дав характеристику всем заслуживавшим внимания командам:
Путь команды московского «Локомотива» пестрит блестящими победами и... неожиданными поражениями. В отличном стиле она выигрывает у одной из сильнейших в Союзе команд, не имевшей поражений в сезоне 1936 года — московского «Динамо», и проигрывает команде ЦДКА, занявшей в последнем первенстве последнее место.
Неровность в игре — неизменный спутник команды «Локомотив».
Без достаточной сыгранности, знания друг друга, она принимает участие в весеннем первенстве и занимает 5-е место. На розыгрыше Кубка СССР футболисты «Локомотива» выходят на первое место. В осеннем первенстве локомотивцы остаются на 4-м месте.
Команда «Локомотив» обладает прекрасно играющими беками, не блестящей, но ровной линией хавбеков и слабым нападением. Команда обладает выносливостью, упорством и волей к победе, но ей ещё многого не хватает. Этот год для футболистов «Локомотива» явился годом накопления опыта для дальнейшего успешного роста.
Остается добавить, что «Локомотив» своими турнирными результатами подтвердил правомерность своего включения с самого начала в группу сильнейших, несмотря на нулевой стаж выступлений, с первых шагов оказался в авангарде советского футбола. Можно ещё отметить и тот факт, что «Локомотив» оказался самой бескомпромиссной командой — ни одной ничьей в сезоне!
Московский «Локомотив» был в шаге от того, чтобы оформить не просто медали первенства, а стать чемпионом страны.
Дмитрий Михайлович Максимов, оправдав возлагаемое на него доверие и ответственность, по окончании относительно успешного сезона, ожидаемо (36 лет) пропадает с футбольных радаров, играя в клубных командах «Локомотива» на первенство Москвы (по большей части их тренируя), где воспитывает подрастающие поколения юных спортсменов с продольной белой полосой на красной майке добровольного спортивного общества «Локомотив». Его нет ни в одной из заявок на матчи профессиональных клубов (если можно так выразиться, учитывая, что весь спорт в Советском Союзе был исключительно любительским) периода 1937-1941 гг., но его работа в тогда ещё подмосковном городе Люблино (одно из подразделений довоенных спортивных школ «Локомотива») даст свои плоды после событий Великой отечественной войны, что не менее ценно, чем если бы он выходил на поле сам.
Это страшное время забрало многих спортсменов-железнодорожников, память о малой части которых увековечена памятником на территории стадиона в Черкизово, но и тогда футбол был жив, как минимум в московском регионе. Проводились чемпионаты и Кубки Москвы, вот только обескровленный «Локомотив» в них, к сожалению, принимал роль статиста, а Максимов пытался воссоздать, если говорить рабоче-крестьянским языком, из того, что стало — то, что когда-то было. Получалось с большим трудом и скрипом. Капитан пытался оставить в «живых» коллектив, который он покидал, в своё время с высоко поднятой головой. Давалось это, судя по результатам, откровенно через муки. За военную пятилетку локомотивцы утратили свой авторитет, приобретённый в годы проведения первых союзных первенств.
Если за первые команды «Динамо», «Спартак», ЦДКА, сохранившие, а то и усилившие свои составы, выступали лучшие мастера довоенного времени, то «Локомотив» испытывал серьёзные кадровые трудности. Погиб на фронтах Великой Отечественной Илья Гвоздков, Михаил Киреев вернулся, но на прежнем уровне больше не играл. Направленные работать на автозавод имени Сталина Разумовский, Мошкаркин и Ильин стали торпедовцами.
Вновь собирать «Локомотив» по крупицам начал один из его довоенных вожаков Иван Андреев. Опять появились в составе Лавров, Теренков, Рожнов, Лысов, решил тряхнуть стариной и Максимов. Но на фоне набиравших силы других ведущих московских клубов сколоченный по остаточному принципу «Локомотив» выглядел неубедительно, что и подтвердили его результаты в чемпионатах столицы военного времени, где он обретался среди аутсайдеров.
В 1945 году впервые в своей истории московский «Локомотив» покинул высшую лигу.
Поднимать клуб вернулись его, можно сказать, отцы-основатели Виктор Лавров, Михаил Киреев, Пётр Теренков и Дмитрий Максимов, как играющий тренер. Сначала возглавил команду впоследствии заслуженный тренер СССР Владимир Блинков, получивший почётное звание за работу с молодёжью, за подготовку игроков для лучших команд страны в футболе и хоккее. Однако «Локомотив» стал последней командой мастеров, которую он тренировал. Поняв, что на таком уровне у него не получается, Владимир Георгиевич ушёл на стадион Юных пионеров, и всю свою дальнейшую жизнь посвятил работе с юношами.
А в Южной подгруппе Второй группы чемпионата 1946 «Локомотив» занял лишь седьмое место при 13 участниках.
«Московская футбольная команда локомотивцев принадлежала к числу сильнейших в Союзе. Однако в 1946 г. она участвовала уже в первенстве страны по второй группе и заняла позорное для мастеров 7-е место. Известные всей стране футболисты, которые состояли прежде в составе этой команды, защищают теперь честь других спортивных обществ. Влившиеся в команду молодые спортсмены не нашли в лице тренера т. Блинкова руководителя, который сумел бы сколотить боевой, дружный коллектив. Центральный совет не принял никаких мер для укрепления команды и, лишь когда кончился спортивный сезон, решил освободить тренера Блинкова от работы».
В разгар сезона следующего 1947 года вратарь «Локомотива» Николай Разумовский отмечал в «Гудке»:
Прошедшей зимой в команду влились опытные футболисты. В неё вошли также молодые способные игроки тт. Клыш, Вахлаков, Оботов, Осипов, Наследухов. Вернулись в свой коллектив и старые футболисты — мастер спорта Пётр Теренков и автор этих строк. Тренером стал бывший капитан команды мастер спорта т. Максимов. Хорошую игру трудно создать в короткий срок, на это требуются обычно годы кропотливого труда. Но уже первые спортивные встречи в нынешнем сезоне показали, что состав подобран удачно. Любопытна одна особенность: в повторных матчах, изучив противника, мы уже не давали забить в свои ворота ни одного мяча. Появилась воля к победе, упорство, даже в тех случаях, когда счёт ведёт противник. Как говорят футболисты, команда теперь «заиграла».
Круг почёта на московском стадионе «Динамо» с кубком победителей финального турнира локомотивцы совершали 16 октября. Впервые «Локомотив» выиграл соревнования всесоюзного первенства, причём дважды: сначала турнир центральной зоны в острейшей борьбе с МВО и рижским «Динамо», а затем в финальном турнире одержал четыре победы при одной ничьей. В зональном турнире лишь на очко опередили МВО.
В конце мая 1948 после крайне неудачного старта в чемпионате страны под руководством уже нового тренера Бориса Апухтина, на страницах «Гудка» появилась разгромная заметка за подписью «М. Дмитриев» (не нужно было ломать голову, чтобы догадаться, кто скрывался за этим псевдонимом — конечно же, Дмитрий Максимов). Вот некоторые выдержки из неё:
Прошло много месяцев, а команда по-настоящему не укомплектована. Нет надёжного вратаря, центров нападения и защиты. Центральный совет «Локомотива» всю заботу по укреплению команды предоставил на усмотрение тренера т. Апухтина. С лёгкой руки т. Апухтина в коллектив было приглашено около 20 футболистов. Одних вскоре пришлось исключать за недисциплинированность, другие явно не подходят для команды по своей подготовленности и возрасту. И наряду с этим были отклонены кандидатуры некоторых опытных футболистов. ЦС «Локомотив» упорно не пополняет московскую команду игроками своих же низовых коллективов, как это делают сильные команды страны — ЦДКА, «Динамо» и другие. Между тем, на периферии имеются хорошие вратари, нападающие и защитники. Об этом свидетельствует то, что многие команды железнодорожного транспорта являются чемпионами городов, областей и республик. Тов. Апухтин, бесспорно, опытный тренер. Но он вовсе не занимается воспитанием футболистов, не считается с мнением коллектива. Считая себя единоначальником, тренер не прислушивается к голосу капитана команды и даже представителей ЦС «Локомотив». Локомотивцам предстоит ещё 20 встреч. Команду можно и нужно скорее укрепить и пополнить. ЦС «Локомотив» должен уделять ей больше внимания, предоставить постоянное футбольное поле для тренировок. Моральный дух футболистов «Локомотива» достаточно высок. Они стремятся восстановить былую славу команды железнодорожников. В этом им нужно помочь.
Как помочь, из вышеприведенных строк было ясно: вернуть на тренерский мостик самого Дмитрия Максимова. И в разгар лета он вновь встал у штурвала «Локомотива». Это был верный шаг. Вероятно, игроки не находили общего языка с Апухтиным, и смена тренера напрашивалась. Далее приводим эволюцию мнения об игре железнодорожников заслуженного мастера спорта Виктора Дубинина, который уже в те годы стал публично высказывать свой непредвзятый, квалифицированный взгляд, анализируя матчи чемпионата СССР:
Лишившись за годы войны сильных игроков, «Локомотив» принуждён был заново создавать команду. Сейчас в ней много способной молодёжи (Мухортов, Лагутин, Ларин, Забелин и другие). Команда, несомненно, повысила класс игры в сравнении с прошлогодним, но далеко ещё не достигла того уровня, который позволил бы ей занять более высокое место в таблице. Команде не хватает энергии на всю игру в хорошем темпе, футболисты недостаточно подготовлены физически. При наличии неплохой техники и индивидуальных тактических приёмов у отдельных игроков, нет устойчивой тактической формы у всей команды в целом. В отдельных матчах команда при неудачном для себя ходе игры переставала бороться за победу, позволяя противнику полностью распоряжаться на поле, что свидетельствует о недостаточной волевой мобилизованности команды.
Эпилог — 26 сентября, после того, как во втором круге «Локомотив» набрал вдвое больше очков, чем в первом, и поднялся на седьмое место:
Серьёзные успехи принёс чемпионат команде «Локомотив». В первой части соревнования железнодорожники играли отнюдь не блестяще. Однако они продолжали упорно бороться за победу — молодёжь быстро перенимала опыт лучших мастеров. Выступая почти всегда в одном составе, «Локомотив» добился хорошей сыгранности. Сильно провели вторую половину турнира защитные линии, пропустившие в свои ворота только 19 мячей, в то время как в первой половине было пропущено 45 мячей. Дружной энергичной игрой «Локомотив» добился успеха, которого не имела ни одна из команд, много сделал для восстановления своего спортивного имени.
Максимов справился с поставленной задачей, и команда вопреки всему заиграла и сохранила прописку в элите отечественного футбола.
В 1949 году сезон для «Локомотива» в очередной раз распался на две части, хотя занятое после первого круга 11-е место команда сохранила за собой до конца чемпионата. Накануне открытия первенства начальник команды Николай Разумовский коротко обрисовал её ближайшие цели:
Перед железнодорожниками стоит задача восстановить былую славу «Локомотива».
Но уже в середине июня разразился кризис. У Максимова случился конфликт с игроками, и он покинул команду. Вот как эту ситуацию описал «Гудок»:
«Локомотив» начал выступать неплохо, но сейчас играет ниже своих возможностей. Это прежде всего результат ухудшения дисциплины и плохой постановки воспитательной работы. В последнее время стали значительно хуже играть защитники и полузащитники команды. Об этом свидетельствует матч с армейскими футболистами, который «Локомотив» проиграл со счётом 0:8. Отрицательно сказывается на игре команды отсутствие старшего тренера.
Этот пробел вскоре был восполнен, «Локомотив» возглавил Гавриил Качалин, будущий заслуженный тренер СССР, приводивший сборную страны к победам на Олимпиаде-56 и в Кубке Европы-60.
С этого времени Максимов не печатается в «Гудке», его впоследствии не удалось обнаружить ни в одном тренерском штабе какой-либо команды. Человек тихо растворился в повседневности бытия. К сожалению, мы не знаем даже дату смерти и место захоронения первого капитана «Локомотива», но один рекорд он, если не навечно, то на долгие годы вписал в историю клуба.
В феврале 2017 года Дмитрию Лоськову исполнилось 43 года и после сыгранного, так горячо ожидаемого многочисленной аудиторией болельщиков, рекордного матча, он стал самым возрастным игроком в российской истории московского Локомотива, когда-либо выходившем на поле, но… клубный рекорд не пал. С мая по сентябрь 1946-го в первой союзной лиге, на тот момент называвшейся, как и говорилось ранее, Южная подгруппа, Дмитрий Михайлович Максимов, прошедший войну и сохранивший из руин клуб, сыграл за него 3 официальных матча в возрасте 45–46 лет. Доподлинно точная дата рождения футболиста тоже неизвестна. Только 1900 год.
В составе московского «Локомотива» Максимов провёл всего 16 официальных матчей (без учёта «военных»), но вклад его в становление клуба сложно переоценить. Он был одним из немногих, кто его для нас всех сохранил.
Пресс-служба ФК «Локомотив». Евгений Алексеев