Овчинников: «Я рад вернуться в «Локо»Сергей Овчинников – фигура для «Локомотива» культовая. Почти настолько же, как и фигура нынешнего президента Юрия Сёмина. Их уход из команды стал одинаково сильным ударом для болельщиков. И какова же была наша всеобщая радость, когда в «Локо» вернулся сначала «Палыч», а затем и «Босс».
Накануне встречи двух бывших команд Сергея Ивановича мы расспросили его об уходе из «Локо» и возвращении в него, о «Динамо», профессии тренера вратарей и о возможности его возвращения на поле в красно-зелёной форме.
- Что для тебя возвращение в «Локомотив»?- Это возвращение в клуб, который мне дороже всего на свете. Мне пришлось уйти в «Динамо», чтобы понять, насколько сильно мне дорог «Локомотив».
- Если вернуться в осень 2005 года, изменили бы что-нибудь?- Остаться тогда в клубе у меня вариантов не было, поэтому, скорее всего, завершил бы карьеру вообще.
- Завершить карьеру – вынужденное или осознанное решение?- Сейчас – осознанное. Я нигде больше не хотел играть, кроме «Локомотива». И в итоге, принял решение, что пора карьеру заканчивать. Хотя были предложения. Но для себя я решил, что хватит. Я достаточно поиграл на своём веку и уходить куда-то не хотел.
- А здоровье, желание ещё поиграть было?- Да всё было бы, если бы это было в «Локомотиве». А обманывать других тренеров, в других командах, играть без желания… Я не очень люблю так делать по отношению к людям, которые мне доверяют, дают работу.
- О «Динамо» уже много всего сказано, но если просто резюмировать этот жизненный этап.- Этап как этап. Неудачный этап. Но не всегда же всё удачно бывает. Так сложилось. Мне себя винить не в чем по отношению к этому клубу. Тут уже не от меня всё зависело, и не от Юрия Павловича. Зависело непонятно от кого. Поэтому пришлось вынужденно разорвать с этим клубом контракт.
- В целом, какое ощущение в душе осталось по отношению к «Динамо»?- Ни злости, ни обиды, ни радости, ни восхищения – ничего этого у меня нет. Клуб как клуб. Для меня он стал теперь обыкновенным.
- Поскольку карьера игрока уже завершена, можно резюмировать её и сделать какие-то выводы.- Я доволен. Играть профессионально двадцать лет на высшем уровне – это, наверное, счастье для футболиста. Да и возраст у меня уже достаточно зрелый, чтобы можно было заканчивать играть. Я удовлетворён тем, как всё сложилось. Мне было интересно играть. И, тем более, что больше половины, наверное, этого времени я провёл в «Локомотиве». Я сейчас оглядываюсь назад и понимаю, что для меня большим счастьем было даже не то, что выигрывать что-то, а просто играть. Сколько у меня за это время было великолепных партнёров! Тренеров. Юрий Павлович в «Локомотиве» был один у нас, а сколько было помощников, работников клуба. Масса людей, которые оставили только приятные впечатления. И самое главное – это, конечно, болельщики. На протяжении всей своей локомотивской карьеры у меня никогда не было проблем с болельщиками, всегда чувствовалось единение с ними. В этом заслуга, конечно, Юрия Павловича. Когда мы проводили собрания команды, он всегда говорил: «Мы можем играть за деньги, титулы и прочее. Но самое главное, чтобы болельщик никогда от нас не отворачивался. Они нам простят любое поражение, но никогда не простят какое-то безволие, неуважение к себе». И я могу сказать уже и за старшее поколение игроков «Локомотива», и за среднее, и за младшее, с которыми мне довелось поиграть, что для них всегда во главу угла ставилось уважение к болельщикам. Это даже внутри коллектива было – можно обидеть кого угодно, но не болельщиков. Не обязательно игрой, а даже просто отношением. Это было очень важно для нас. Наверное, именно поэтому «Локомотив» и выиграл что-то. Без болельщиков мы бы ничего не выиграли.
босс
- Как полагаешь, за то время, когда тебя не было, эта преемственность сохранилась в отношении болельщиков?- Мне хотелось бы верить, что да. Я сейчас не так много общаюсь с ребятами, но они производят приятное впечатление, когда находятся и на поле, и вне его, когда они приветствуют болельщиков. Те грандиозные шоу, которые проходили у нас на стадионе, организованы клубом в честь болельщиков. Да и сами они ведут себя просто потрясающе корректно. Я всегда говорил и буду говорить, что локомотивские болельщики – самые интеллигентные и корректные. Они могут фанатеть на трибунах, кидать фаеры, но они никогда не перейдут грань, которая разделяет болельщиков «Локомотива» и, например, «Спартака». Мы никогда не называли себя народной командой, но мы и есть народная команда. Есть очень интересная статистика, которую нам приводил Юрий Павлович, что по всей стране болельщиков «Локомотива» больше всех. Просто люди, может быть, не так организованны, не было таких громких успехов у клуба. Но «Локомотив» нравился всегда и всем. То есть эта команда значит для народа больше других. Я считаю, очень большое достижение клуба, что сейчас почти на всех матчах на стадион приходит довольно много людей поболеть за команду. Очень большое за такую недолгую российскую историю.
- Наверное, очень правильная практика приглашать на работу в клуб знаковых для его истории людей и создавать таким образом концентрацию истории, духа клуба. - Мне бы хотелось верить, что «Локомотив» пойдёт именно таким путём. Люди должны видеть тех, кто играл раньше, работал в команде. Да и для молодёжи это очень важно – они должны видеть преемственность поколений. Это и традиции клуба, пусть они и недолгие сейчас – не такая у нас длинная российская история, но она богатая. И эти традиции надо сохранять, нести их дальше. Разрушить очень легко, а вот создать что-то новое гораздо сложнее.
- Юрий Павлович говорил, что прощальный матч Сергея Овчинникова – вопрос решённый. Как твои впечатления?- Мы пока не обсуждали с ним эту тему. Но если клуб предложит провести его, то я сочту за большую честь. И буду поражён до глубины души. В «Локомотиве» ведь такого ещё не было. И не знаю, насколько я это заслужил. Будет, конечно, очень приятно. Выйду на поле и постараюсь продемонстрировать всё, что могу. Может, ещё и обратно в команду возьмут (смеётся).
- Какие клубы должны встретиться в таком матче?- Ну, не мне это решать. Для меня главное хотя бы ещё раз выйти на поле в футболке «Локомотива». Больше - ничего, и никаких особенных пожеланий у меня нет.
- Кого бы ты позвал на этот матч, кроме игроков «Локомотива» - твоих партнёров?- Много есть людей, очень хороших, достойных, с кем играл и в сборной, и против кого я играл – те же спартаковские ребята: Аленичев, Тихонов, Цымбаларь, Юран... боюсь кого-то не назвать. Но я ещё раз повторюсь, что это не принципиально. Важно ещё раз выйти на поле за «Локо».
босс2
- Как состоялось твоё назначение в «Локомотив» в новом качестве?- Юрий Павлович предложил работу, новую вообще для российского футбола, да и для советского тоже, - это организовать в клубе работу с вратарями. В России вообще редко ведётся работа с вратарями как таковая. Есть тренеры, но должна быть ещё и система подготовки, начиная с самого юного возраста. У них должны быть специальные упражнения на технику, новая методика. Всё это есть в зарубежных клубах и считается едва ли не самым важным. Вратарь ведь, как известно, - это полкоманды. И из школы, дубля должны каждый год выходить свои очень хорошие вратари. Если моя работа поможет хотя бы приблизиться к этому и достичь чего-то качественного, то я сочту свою миссию выполненной. На данном этапе меня всё устраивает. В последующем мне, конечно, хотелось бы окончить Высшую школу тренеров. Скажу честно, я мечтаю быть главным тренером «Локомотива». От этого никуда не деться. Как в жизни сложится, я не знаю, но я постараюсь сделать всё, чтобы заслужить внимание и доверие руководства клуба. По крайней мере, духа локомотивского во мне много – и это тоже уже немало.
- Слышал, что твои планы простираются и дальше – до тренера сборной России.- Человек может сидеть и просто мечтать стать тренером сборной, «Барселоны»… а я реально хочу быть тренером «Локомотива» - всё. Это нормальная мечта. У меня всю жизнь была мечта. Я играл в «Динамо», Португалии, опять в «Динамо»… А когда играл в «Локомотиве» я говорил, что меня не волнуют личные достижения, вратарские рекорды. Для меня важно стать чемпионом вместе с «Локомотивом». В 2002 году мы стали чемпионами – и мечта моей жизни исполнилась. Теперь у меня появился новый стимул. Уже не для игрока, а для тренера. И мне почему-то кажется, что я смогу.
- Есть уже какие-то мысли о том, каким будет твоё тренерское кредо?- Конечно. Есть опыт, который я уже наработал и продолжаю нарабатывать. Сёмин меня всегда учил, что нельзя останавливаться на достигнутом, надо учиться – в каком бы возрасте ты ни был. И вот сколько я играл у разных тренеров, столько анализировал, изучал. И сейчас у меня уже есть своя методика, свой тренировочный процесс, который, думаю, ещё нигде не использовался. Это не революция. Просто что-то своё, что, по-моему, может принести очень яркие результаты. Может, это звучит как бахвальство, но я за свои слова отвечаю и уверен, что всё получится. Могут говорить сколько угодно и про опыт, и про возраст. Но мировая тенденция подсказывает, что футболист, который только что окончил карьеру, - самый лучший тренер. Игроки ведь играют не только за клуб, они играют за тренера, который ещё совсем недавно был их партнёром.
- Сейчас ты получаешь диплом о первом образовании. Расскажи об этом.- Это Университет менеджмента в игровых видах спорта. 27 апреля у меня защита диплома. Мне сказали, что у меня неплохая работа. Тема: «Конфликты в спорте». Удивительно, да? (смеётся). Но там не так всё примитивно, как, может быть, кажется. Это очень обширная работа. И если я получу этот диплом, то смогу поступить в ВШТ. В элитную группу я уже не попал, так что буду учиться на общих основаниях. Самый лёгкий вариант для меня – поехать в Португалию, проучиться месяц и получить лицензию. Но выдумывать мы ничего не станем – буду поступать здесь.
- Из чего будет состоять твой рабочий день в новой должности?- График пока получился плавающий. Сейчас есть ещё небольшие шероховатости в плане организации времени. Это всё ещё достаточно ново для «Локомотива», и люди не всегда понимают, что от них нужно. Да и я не совсем ещё представляю, как это должно быть в идеале. Не всегда знаю, когда у нас есть поля – у школы и дубля. Но постепенно мы отладим этот механизм. Чтобы все понимали, что вратари – это очень серьёзно. У них будут такие же занятия, как у полевых игроков, возрастные группы по 8-10 человек. И два раза в неделю, независимо от своих основных групп, вратари будут тренироваться непосредственно со мной. Я сейчас должен выработать эту методику для разных возрастов, и это должно давать плоды. У нас уже сейчас есть очень много хороших ребят, которым нужно просто немного помочь. Клуб в итоге должен располагать своими вратарями.
- Какова разница в подготовке для разных возрастов?- Малышам самое главное что? Техника, чтобы ребёнок был технически подготовлен к более серьёзным требованиям. Потом с возрастом он набирает и физические кондиции, и вратарское мировоззрение у него расширяется. Но наличие техники – это отличная база. У нас такого не было. Сейчас в России очень мало вратарей с действительно хорошей техникой – единицы. Мы все самоучки. Насколько наш потенциал мог бы быть больше, если бы с нами вот так с детства занимались.
- Как тебе видится ситуация с вратарями в главной команде?- Ребята все достойные, очень хорошие. Им очень сложно, и я их понимаю. Конкуренция очень высокая: четыре вратаря и все достойны места в составе. Ярко выраженного первого номера нет. Им непросто, да. Но им нужно постараться в такой непростой период для команды и помочь ей преодолеть временные неудачи.
- Я знаю, ты выпустил учебный фильм.- Это, скорее, попытка сделать что-то подобное. В основном, это детские упражнения, очень простой курс. Он доступен вообще для всех желающих приобщиться к футболу. Не для профессиональных вратарей. Эти упражнения не требуют большого количества инвентаря, что делает их доступными для простых людей. Сейчас ведь нет никакой методической литературы или информации. Пусть это будет первой ласточкой. Последующие будут ещё лучше.
босс3
- Как отнеслись близкие к переменам в твоей жизни?- Родители принимают любое моё решение – правильное оно или нет. А что касается моей жены, то она всегда была болельщицей «Локомотива» и практически никогда не ходила на матчи «Динамо». И, конечно, сейчас она рада, что я вернулся в любимый клуб.
- Кстати, когда приезжал в «Динамо» на джипе с эмблемой «Локомотива», не возникало недопонимания?- Там была довольно забавная ситуация. «Динамо» объявило на всю страну, что они подарят мне машину, но на этом всё и закончилось. А ездить на тренировки на чём-то же надо было. В конце концов, это машина моей жены, болельщицы «Локомотива». Да и я не стыжусь того, что у меня на двери буква «Л» нарисована.
Беседовал Юрий ФИЛЁВ