Говорят, с дурной мыслью нужно переспать. Переспали. И что, сильно у вас изменилось восприятие, с позволения сказать, футбола в Вадуце? У меня что-то не очень. Можно, конечно, утешить (или обмануть?) себя универсальной отговоркой, что игра забудется – результат останется, но, легкомысленно закрыв глаза на явные недостатки, мы сами же себе окажем медвежью услугу. И так сойдёт? Сойдёт. До поры до времени. Однако далеко с таким подходом к делу не уедешь. Рано или поздно тормознут.
"Мы пока не немцы", – говорит капитан команды Семак. Действительно не немцы. Те, не обращая никакого внимания на хаотично путающихся под ногами любителей, отоварили их шестью мячами. А дома ещё четырьмя. При этом тренер сборной Лихтенштейна постфактум говорил, что могло быть больнее. А так – очень даже пристойненько. Лицо сохранили.
Нечто подобное герр Цаугг ожидал и от встречи с другим фаворитом группы. Но ожидал, как оказалось, напрасно. А когда смекнул, что в этой мутной водице можно даже историческую ничейку выловить, засуетился возле лавки, атаку (!) заменами принялся усилять. И убедите меня в том, что, сравняй 151-я команда планеты счёт, это была бы жуткая, прямо-таки чудовищная несправедливость. Да ничего подобного. Вы, например, заметили ощутимую разницу в классе между футбольным гномом и целым бронзовым призёром чемпионата Европы? Я – нет.
Оставим за скобками голевую атаку, исполненную, будем объективны, Аршавиным и Зыряновым точно по учебнику. Гораздо важнее сегодня понять, почему такие комбинации можно было в среду пересчитать на пальцах одной руки. Почему в конце матча в штрафной Акинфеева едва не заполыхал самый настоящий пожар. Почему игроки команды, пропустившей в четырёх матчах дюжину мячей и не забивших в ответ ни одного, раз за разом проникали на ударные позиции.
Узкое поле и вязкий грунт просьба в качестве железных доводов не приводить. Немцы, с которыми Россия спорит за первенство в группе, через эти мелкие неприятности перешагнули с улыбкой. Закатали соперника под газон и поехали дальше. Это и называется классом.
Почему у Гуса и компании не получилось? Версий на самом-то деле немного. Всерьёз говорить о том, что российская сборная разучилась играть в футбол, а её соперник, наоборот, достиг в этом деле вершин виртуозности, не приходится. Ещё, чего доброго, за идиота сочтут. Поэтому данную фантастическую гипотезу вычёркиваю сразу. Усталость отправляем туда же – откуда, помилуйте, ей было взяться после всего лишь полутора месяцев (для ЦСКА и "Зенита") активных выступлений и не самой, будем откровенны, энергозатратной игры с Азербайджаном?
Проблема, как мне кажется, в другом. Она в умах, а не в ногах. Девять с половиной месяцев прошло после выдающегося (безо всякой иронии) матча с Голландией. Пора бы уже и перестать жить воспоминаниями – а не получается. Они всё время здесь, всё время незримо присутствуют рядом. Сбивают с толку и притупляют инстинкт самосохранения. Ладно если бы только у болельщиков – это ещё полбеды. Гораздо хуже, когда трезвая самооценка изменяет команде. Когда меркнет блеск в глазах и начинается самоуверенная игра "на авось". Такая, какая была в Лихтенштейне. Небрежная и, уж простите, бестолковая.
Это, конечно, не повод рвать на голове волосы: задача-то на "спарку", пусть и с грехом пополам, выполнена. Шесть очков взяты – чего ещё желать? Игры, знаете ли, хотелось бы. Хотя бы мелких фрагментиков того, что видели летом. Азарта, желания. Раздражитель не тот? Ладно, дождёмся Финляндии. Этим регалии соперника точно до лампочки. Расшаркиваться не станут. Хорошо, что до Хельсинки ещё добрых два месяца – времени для работы над ошибками более чем достаточно. Сказать сегодня, что их, ошибок, нет – значит самим под себя заложить мину замедленного действия. В переносном смысле, естественно...
Автор: Олег Лысенко, "Чемпионат.ру"
Фото: Reuters