Президент «Локомотива» (2007-2010 годы) ответил на критику Ольги Смородской, которая в интервью eurosport.ru заявила, что летом 2010-года приняла клуб в ужасном состоянии.
Семин изначально не мог сработаться с дилетантом
- Я Смородскую понимаю, - сказал Наумов, узнав о содержании интервью преемницы. - Футбол затягивает, у людей, которые в нем долго работают, появляется зависимость. Человек много лет пользовался огромным вниманием СМИ, принимал в клубе ключевые решения и вдруг все пропало! Мне Ольгу Юрьевну жаль – у нее сейчас профессиональная трагедия. С ней тяжело справиться, отсюда и изрыгания злобы с попытками выгородить и самоутвердить себя, выставить всех неучами и дилетантами.
- Вы передавали ей дела в клубе. Какое впечатление у вас осталось от личного общения?
- Насторожила самоуверенность Смородской. После объявления о ее назначении она еще не успела приехать в клуб, а уже дала интервью о том, что в «Локомотиве» есть системные ошибки. На это я отвечал: «Хорошо, когда есть система. Осталось исправить ошибки». Если серьезно, то, вопреки ее заявлениям, пришла она вовсе не в загнивающий, а в успешный и стабильный, даже цветущий клуб. В котором хватало проблем. В их числе – слабые спортивные результаты. Но тому было объективное объяснение – в команде продолжалась смена поколений. Хотя перед моим приходом «Локомотив» выиграл Кубок России, а во втором моем сезоне мы заняли четвертое место, по дополнительным показателям уступив бронзу «Зениту» и лишь на очко отстав от второго места. Это ответ на слова Смородской о том, что до нее команда была середняком и ни на что не претендовала. Уверен, и в 2010-м году, когда я ушел, боролись бы до конца за медали, если б не ее конфликт с Семиным.
- Вы дружите с Юрием Павловичем. Что его не устраивало в новом президенте?
- На тот момент Семин отдал тренерской работе почти 30 лет. Работал в разных клубах, при разных руководителях. И тут приходит человек, не понимающий в футболе ничего, начинает оценивать игру команды и футболистов в вызывающе безапелляционной форме. Я высказывать свое мнение по тренерским вопросам никогда себе не позволял. Хотя думаю, что понимаю в футболе побольше Смородской – пусть и на полупрофессиональном уровне, но поиграл. А она сразу огорошила заявлением: «В следующем сезоне станем чемпионами». И столь же громко – о том, что в клубе должно быть и чего не должно. Пытался ее от такой категоричности предостеречь, объяснял, что до нее в «Локомотиве» работали не спустившиеся с дерева обезьяны, а опытные профессиональные люди, которые тоже могут успешно руководить. Но она и слышать не хотела, ничье мнение ее не интересовало. Я ведь никогда не приписывал себе глобальных заслуг. Потому что видел – клуб выстроен был до меня Валерием Филатовым. Примерно раз в неделю встречался с ним и консультировался по многим вопросам, просил что-то прояснить, помочь разобраться. В случае со Смородской об этом не могло быть и речи.
Почему в «Локомотиве» не было денег
- Футбольные вопросы пытались обсуждать?
- Правильно вы сформулировали – «пытался». Когда зашел разговор о селекционной работе, она сказала, что сама будет определять, каких игроков нужно брать в команду. Наблюдая за ними по телевизору.
- Это как?
- А вот так. Посмотрю, говорит, 20 минут и сразу пойму, кто мне нужен. Я спросил: «Вы разве футбольный специалист»?
- Что услышали?
- «Конечно, - отвечает. - Я же 20 лет за ЦСКА болела». Надо же, говорю, я уже 30 лет летаю на самолетах, а пилотом почему-то так и не стал. Но никаких аргументов она не слышала.
- Ольга Юрьевна утверждает, что когда она пришла, в клубе не было денег.
- Это правда. Свободных денег не было. Потому что я не держал их в тумбочке – у меня все средства работали. Мы построили за полтора миллиона зал для детей – перевели туда всю школу. За 5 миллионов рублей построили Малую арену. Замечу, на все это я не взял у РЖД ни копейки, деньги изыскивал из резервов клуба. И ушел в первую очередь потому, что мои идеи по реформированию и снижению финансовой зависимости клуба от РЖД не поддержали. А сидеть делить деньги акционера между футболистами мне стало неинтересно. Смородская же провела за этим занятием в кресле президента шесть лет. Но больших успехов, на мой взгляд, не добилась. Периодически звонил сотрудникам «Локомотива», спрашивал как идут дела, планируется ли что-то для развития клуба. В ответ лишь усмехались – никому это здесь не надо. Люди озабочены своими интересами.
- Цитирую следующую претензию: «Поле пропало в первый же год. Когда все умерло, мы вызвали экспертов, раскопали и выяснили, что дренажные трубы не соединены с колодцами, подогрев лежит на поверхности поля, да и то не везде. То есть полный беспредел».
- Объясняю, почему поле испортилось. В конце ноября они сыграли последний матч и сразу вырубили отопление. В итоге живая трава попала не под снег, а под лед. Естественно, поле погибло. А все потому, что пришли новые люди, которые ничего не знают, и проявили дилетантизм. И когда весной 2011-го на газоне «Локомотива» стало невозможно играть, виноват у них оказался Наумов. Хотя надо признать: потом при Смородской в клубе научились правильно следить за полем.
О футбольности Смородской говорит десяток провальных трансферов
- По словам Ольги Юрьевны в наследство от вас ей достался контракт с Pumа, дававшей бесплатно лишь 20 комплектов формы и с обязательством выкупать не менее 5000 наименований за огромные деньги.
-Контракт с Pumа я лишь готовил, а подписывала его Смородская. Всех нюансов не помню, но могу сказать, что у нас был до этого отличный контракт с Adidas, который поставлял форму на миллион долларов. Затем Adidas подписал контракт со сборной России и столько нам дать уже не мог. Поэтому переключились на Puma. Повторяю – готовил этот контракт, но о нюансах не знаю. Лучше спросить Смородскую: на договоре ее подпись.
- Согласны с мнением, что при Смородской селекционная работа в «Локомотиве» вышла на более высокий уровень?
-Начнем с того, что я не мог покупать футболистов дороже 4-5 миллионов евро. У Смородской были совсем другие возможности. Как она ими распоряжалась, хорошо видно всем. В «Локомотив» в общей сложности за 30 миллионов евро пришли Буссуфа и Диарра, отыграли недолго и ушли со скандалами. Добавьте еще их зарплату: примерно 10 миллионов на двоих. И выиграно при них ничего не было. Да на одно их жалование «Локомотив-2», который она закрыла, мог существовать 8 лет! Если бы я при Якунине потратил на достаточно зрелых игроков 40 миллионов, меня б не просто уволили, а в тюрьму посадили. Смородская же подчеркивает, как хорошо при ней клуб работал с новичками.
Успешных трансферов хватало, но давайте вспомним и другие фамилии – Амельченко, Андрей Иванов, Нахушев, Маренич, Ибричич, Обинна, Сапатер. Вы помните таких в «Локомотиве» да еще на ведущих ролях? Поинтересуйтесь, сколько денег на них потрачено. Если Смородская решала, что они клубу нужны, а потом все оказывалось наоборот, успешность и качество селекционной работы уже не выглядят так, как о них говорит Ольга Юрьевна.
- Зачем вы пропадали с Виктором Тищенко в Бразилии, где покупали странных футболистов?
- Когда такое слышу, начинаю хохотать. В Бразилию в качестве президента «Локомотива» ездил всего два раза. На два дня. Один из которых – на перелет. Сначала покупали Вагнера, который по разным причинам не заиграл, потом Майкона. Срок моих командировок легко проверить документально. Противно, когда имея влиятельных покровителей, человек в безумном желании выгородить себя выдумывает на ходу небылицы и нагло врет.
Кто сделал «Локомотив» чужим
- Еще одна претензия к вам – возведение Малой арены без проекта.
- Вы сами-то верите в этот бред? В центре Москвы даже киоск не позволят поставить без проекта! Малая Арена сооружалась в соответствии со всеми требованиями, там можно было международные матчи проводить. Кроме того, были планы, как поднять посещаемость с помощью Малой Арены. Сейчас это больной вопрос российского футбола. Не обошел он и нас, когда я работал в «Локомотиве». Да, проблемы были, но мы их решали, и уже к 2009 году вышли на средние цифры 14,5 тысяч. Перед новым сезоном обсуждали с Семиным, как осилить новую планку – 20 тысяч.
- И как?
- Не только за счет первой команды, но и «Локомотива-2», «Локомотива-3». Планировали привлекать на матчи молодежи болельщика, в том числе и нового, чтобы потом он стал постоянным гостем на главной арене. А Ольга Юрьевна первым же делом эти команды ликвидировала. Поэтому она лукавит, когда говорит, что у снижения посещаемости при ней были объективные причины, и одна из них – общее падение посещаемости в Москве. Падение произошло из-за закрытия на реконструкцию «Лужников» и «Динамо», вместо них командам пришлось играть на маленьких «Родине» и «Химках». Но эти проблемы коснулись ЦСКА, «Динамо» и «Спартака» до переезда на «Открытие-Арену». У «Локомотива» столь объективных причин быть не могло. - Как относитесь к словам Смородской о том, что она построила клуб, всегда претендовавший на высокие места?
- Мне очень жаль ее. За шесть лет при Смородской «Локомотив» выиграл Кубок и один раз взял бронзовые медали. Трижды скатываясь на финише в середину таблицы и трижды оставаясь без еврокубков. Это постоянная борьба за высокие места? Когда человек намеренно приводит ложные факты…
Вот в Питере из клубов РФПЛ есть только «Зенит», но и он стал для людей каким-то чужим. Об этом все чаще говорят ветераны и болельщики. Да, за команду болеют, о ней постоянно говорят, но «Зенит» в городе теперь словно инородный. Таким же чужим для многих болельщиков при Смородской стал «Локомотив». Поэтому еще раз скажу – Ольгу Юрьевну понимаю, и кроме жалости у меня к ней ничего нет. Желаю ей только хорошего. Так и напишите.
Зря она свой балабольник открыла. Когда читаю такие вещи и вспоминаю прошедшие 6 лет - плакать хочется) Это ж как кони постарались в свое время с казачком! Хочется забыть как страшный сон! Она ведь как клещ сидела! Думаю желающих ответить теперь будет не мало. И совсем ее не жаль, т.к. денег она срубила не мало...
А вот и достойный ответ не заставил себя долго ждать) Не понравилось только про пуму, мол, подпись не моя - значит я не при делах. А так все грамотно обосновал: и про трансферы, и про топовые 6 лет, да и с газоном складно выходит. Пришла самоуверенная женщина и думала, что за футбольным полем, как за огородом на даче можно ухаживать, трава же и там, и там зеленая. И в завершении на последний вопрос четко ответил, кроме жалости и смеха интервью совы больше ничего не вызывают.
Правильно он все про пуму сказал. То, что баба подмахнула не глядя - ее проблемы. Договор - это такая бумажка, которую подписывают добровольно обе стороны. Если что-то не устраивало, то есть kappa, joma, hummel и т.д. Второе, кто сказал, на какой стадии были переговоры, что Наумов хотел за эти уступки, и каким он видел окончательный вариант контракта? Составление договора - всегда торг. А Смородская могла вполне подмахнуть промежуточную версию, причем, составленную пумой. Третье, кто вообще сказал, что у Смо и Наумова были одинаковые контракты? А не, например, сотрудники пумы посмотрели на талантливого уверенного в себе суперруководителя, и поняли, что этой бабе можно что угодно на подпись давать - та подпишет. Главное, почаще повторять, какая она офигенная и эффективная. Если тема с адидасом правда, и Локо был в плюсе на миллион долларов, то после подписи такого контракта у менеджеров пумы был отличный годовой бонус.
Короче, все верно Наумов про спонсорский контракт сказал. Кто его подписал, тот и несет полную ответственность. Если хотите смотреть на результаты его работы, то вот его подпись под контрактом с адидасом, по которому адидас поставлял формы на миллион баксов. Смо в свою очередь гордится контрактом с адидасом, по которому она по форме вышла в ноль. Эффективность налицо. Ну, а что там она с менеджерами пумы напилила-намутила - это надо спрашивать у нее, менеджеров пумы и, может быть, у следователя, но никак не у Наумова.
Котов пускай трындит, а вот Геркусу надеюсь хватит ума в это не лезть. Ему как действующему руководителю это не нужно, да и вопросы к нему тоже начали появляться. Пускай просто работает лучше.
Молодец Наумов. Очень достойно и корректно ответил.... Да, в его работе было достаточно просчётов, да и результат был не из лучших, но человек всегда вызывал и продолжает вызывать уважение, в отличии от Сами Знаете Кого....
Чем всегда нравился Наумов, так это тем, что мало лез в дела, которых не понимал. Был эдаким президентом-завхозом (без каких бы то ни было негативный оценок этого слова), с чем справлялся, на мой взгляд, неплохо.
Наумов собирался построить систему клубов по типу как у Краснодара, для подвода молодежи к основе. По крайней мере, так он утверждал после отставки в нескольких интервью. Например:
– Если б вы оставались президентом "Локомотива" и от вашего слова зависело, какого тренера пригласить, – чью фамилию назвали бы в первую очередь? – Фамилию не назову. Скажу иначе: когда я пришел в "Локомотив", мне хозяева сформулировали задачу – постепенно отказываться от легионеров. Переходить не просто на русских футболистов, а на собственных воспитанников. Футбол "Локомотива" всегда был специфичный, "рабочий"… Мы хотели традиции продолжить. Начал я со школы – увеличил ее бюджет. Построили огромный спортзал, школу перевели туда. Выстроили Малую арену, завели "Локомотив-2" – там обкатывали молодых. Даже "Локомотив-3" был в Перово, играл в любительской лиге. Но оказалось, что это путь не быстрый. Футболист – не гриб, за ночь не вырастает. А владельцы клуба помнили прежние достижения: "Результата нет! Где он?!" А его и не могло быть – результат должен был прийти позже. Ждать никому не хотелось. С приходом Смородской вектор развития изменился. "Локомотив-2", например, распустили…
Так надоели все эти разговоры. Смородская, Наумов, агенты против Геркуса, Геркус против агентов. Непонятно, кому верить. Не буду больше читать подобные интервью. Смысла нет забивать себе голову этим домом 2.
Ну ладно, ответ в общем-то ожидаемый. Но один общий между Наумовым и Смородской момент не выделить просто не могу: оба оставляли нормальный клуб, с нормальным вроде как наследием. Но Наумов конечно куда скромнее. При Смо то вообще все было шикарно и лучше быть не могло. Во всяком случае по вью складывается такое ощущение.
Не знаю что написано в интервью, не читал. Но знаю, что Локомотив превратился в середняка при Наумове. А бабка лишь продолжила начатое. Так что оба они говно.
Про бомжей я тоже не однократно уже упоминал что клуб подыхает. Во всяком случае футбольная школа уже загнулась. Теперь там обычные парни со двора не играют, а только те у кого есть бабло!
У нас в Питере есть другой тренд - собственно и питерцев уже не так много, есть куча приезжих, которым за зенит болеть положено, как часть ассимиляции. :) Они этого деления на свой-инородный не понимают.
Хорошо хоть у СМО не хватило ума сравнить себя с Филатовым. А то было бы просто эпично! Наумов в сравнении со СМО ангел, хотя и в футболе не разбирался...
Я просто тебе скажу, что ты ограниченный и глупый человек. Даже соизволю объяснить почему, хотя тратить на тебя тоже не очень умное решение. То, что я не причислял ей все смертные грехи, которые она, якобы, совершала, не означает, что я её оправдывал. Когда я считал, что она делает хорошо - я это озвучивал, когда я она делала плохо - я это озвучивал. Конечно, ты сидишь в своём маленьком мирке и видишь только то, что хочешь видеть. Для особо альтернативно одарённых (если это не понятно из комментария выше) я отношусь к деятельности Смородской в целом отрицательно и неоднократно это озвучивал.
Надеюсь, тебе удалось понять, что ответ на твои комментарии не очень интересное занятие и, надеюсь, что ты додумаешься больше писать мне в ответ, так как больше времени я на тебя не потрачу.
Чем-чем она там нормально руководила? Даже в этом интервью есть для вас один из ответов. Прочитайте ещё раз, где она 40 млн на двух игроков угробила и ничего с ними не выиграла. Хуже было только у Анжи имени Керимова. (Зенит со своими тратами чемпионаты выигрывал и в ЛЧ часть затрат отбивал)
Все покупки у анжи в то время были указкой сверху. Я в этом уверен.
Я говорю в общем. Проблем с финансами при ней не было. Было видно, что локомотив четко знает, сколько у него денег и как их сэкономить и правильно вложить. Это кстати не меняет факта, что деньги пились.