Продолжаем читать книгу книгу Д.И.Пешкова и В.В.Шмидта «Тренеры мирового футбола: концепции, карьеры, судьбы». Следующая остановка – Аргентина.
Стоит сказать, что из всех стран Южной Америки Аргентина – самая близкая к Европе по этническому составу. Рабов с африканского континента туда не завозили, так как недостатка в дешевой рабочей силе не было – десятки тысяч эмигрантов из Европы ежегодно приезжали в Аргентину. Испанцы, итальянцы, французы, немцы, хорваты, сербы, украинцы, поляки – все эти нации в той или иной степени поучаствовали в создании особого аргентинского этноса. В национальном своеобразии следует искать и особенности футбола. Аргентинцы более рациональны, их дриблинг не столь зрелищен, сколь эффективен, они способны на выдающиеся комбинации, но атакующая направленность их игры всегда зависит от счета на табло. Если в Бразилии футбол – всегда карнавал, зрелище, интригующее и захватывающее, то в Аргентине футболу присущ интеллектуальный характер. Футбол для аргентинцев – это не только голы и дриблинг, но и тактические установки, тренерские концепции.
Сегодня речь пойдет о Сесаре Луисе Менотти, тренере-революционере, по прозвищу Flaco (Тощий), который стал первым известным футбольным наставником, работающим над своим имиджем. Именно Менотти разрушает стереотип, согласно которому тренер – бесцветный замухрышка в старомодном пиджаке, благодаря его длинным волосам, бакенбардам и запредельной худобе формируется новый, порочно-романтический образ человека на тренерском мостике. А его тренерская концепция своим романтизмом во многом соответствовала облику тренера.
Сесар Луис Менотти (1938)
Тренировал: «Кордобу» (1969), «Ньюэллз Бойс» (1971), «Уракан» (1971 – 1974), сб. Аргентины (1974-82), «Барселону» (1982-84), «Боку Хуниорс» (1986-87, 1993), «Атлетико» Мадрид (1987-88), «Ривер Плейт» (1988-89), «Пеньяроль» (Уругвай) (1990-91), сб. Мексики (1992-93), «Индепендьенте» (1996-97, 1998-99), «Сампдорию» (1997-98), «Росарио Сентраль» (2001-02).
Чемпион мира (1978)
Закончив карьеру футболиста, Сесар Луис Менотти с 1969 года работал не с самыми сильными аргентинскими командами, пока в 1971 году не оказался в «Уракане». С этой командой ему было суждено прославиться. В какой-то степени на становление Менотти повлияло стечение обстоятельств: в «Уракане» при общем дефиците классных игроков оказалось пять отличных нападающих (Оусеман, Бриндизи, Аваллай, Ларосса и Бабингтон), и другого выбора не оставалось, кроме как сделать ставку на атаку. И Менотти не прогадал. «Уракан» занял третье место и забил за сезон больше шестидесяти голов. И 12 октября 1974 года, опять же, в чем-то благодаря стечению обстоятельств (президентом Аргентинской Футбольной Ассоциации в тот момент был Давид Бракуто, человек «Уракана»), Менотти назначается тренером сборной Аргентины.
До следующего мундиаля было еще почти четыре года, но и этого времени могло не хватить для создания новой команды, не возьмись наставник за дело столь рьяно. Во-первых, Менотти быстро отказался от услуг звезд местного масштаба, застоявшихся из-за отсутствия конкуренции, и принялся внимательно изучать молодые кадры. Именно он первым обратил внимание на талант совсем юного Марадоны, которого потом несколько раз вызывал в сборную, но взять на Чемпионат Мира семнадцатилетнего парня все же не решился. Одновременно с главной командой, Менотти тренировал и молодежную сборную, что говорило о степени значения для него молодых игроков. И делал он это не просто формально, как делают многие тренеры, а плотно с игроками взаимодействуя. Ему были нужны игроки нового типа – техничные, но более скоростные, дисциплинированные, физически крепкие.
Менотти сделал аргентинским технарям «прививку европейского футбола», и за четырехлетие была создана совершенно новая команда. Ортис, Ардилес, Ольгин, Пассарелла – все они дебютировали при Менотти и составили костяк сборной на мундиале 1978. Менотти фанатично верил в победу атакующего футбола.
Аргентинцы начали этот чемпионат отнюдь не блестяще: с поражения от итальянцев и натужной победы над французами. Но ко второму групповому этапу командный механизм заработал на всю мощь. В итоге Аргентина выиграла Кубок мира, и сделала это во многом благодаря усилиям главного тренера, который смог создать яркую, атакующую, а главное – предельно мобилизованную команду. Интересен тот факт, что никто из той чемпионской команды, за исключением Кемпеса и Пассареллы, не смог стать настоящей звездой мирового футбола. Это говорит о том, что именно слаженные командные действия, а не наличие звездных игроков, стали главной причиной успеха Аргентины.
Следующий, последний для Менотти в качестве тренера сборной чемпионат 1982 года аргентинцам успеха не принес: команда повзрослела и утратила молодую боевитость, растерял форму Кемпес, а построить командную игру вокруг Марадоны Менотти так и не удалось. После расставания со сборной Менотти работал в европейских и аргентинских клубах, но большие успехи стали обходить его стороной. Менотти продолжал строить команды исключительно атакующего плана, хотя футбол развивался, и на происходящие процессы стоило обращать внимание. Такая игра радует самих футболистов и болельщиков, но никак не президентов клубов. Поэтому выдающийся аргентинец мало где задерживался больше, чем на сезон.
В настоящее время Менотти занимается журналистикой: его заметки в прессе очень субъективны, но всегда остроумны и язвительны. Хотя лучшие годы давно позади, Менотти остается одним из самых авторитетных и уважаемых футбольных специалистов Аргентины. Да и не стоит забывать, что речь идет о тренере, впервые выигравшем мундиаль для столь футбольной страны, как Аргентина.
В данной заметке использованы материалы справочника "Тренеры мирового футбола - концепции, карьеры, судьбы" , авторы - Д.И.Пешков, В.В.Шмидт