Уже 20 августа сборная России проведет свой первый матч после Евро – в Москве против сборной Голландии. Все эти 50 дней можно праздновать – кто из нас, положа руку на сердце, откажется еще и еще раз крикнуть «Виват, Россия!»? Но мы предлагаем спуститься с небес на землю и проанализировать то, что произошло в Австрии и Швейцарии. Как и обещали, открываем цикл материалов под рабочим названием «Уроки Хиддинка».
ПОЧЕМУ ОНИ НЕ БЫЛИ ГЛАДИАТОРАМИ?
— Футбол сегодня – игра «гладиаторов». Этого гладиаторства не было. Мы играли очень и очень интеллигентно. У одних игроков робость какая-то, у других – не хватает функциональной подготовки, третьи – просто впервые попали на такой чемпионат... Разбалансированность. Но лучших футболистов у нас нет. «Эти 22 игрока плюс еще пяток, которые есть, и будут составлять костяк», – эти слова экс-президент РФС Вячеслав Колосков сказал мне четыре года назад, в финальном интервью на Евро-2004.
И все бы ничего, не заяви все тот же Вячеслав Иванович «Советскому спорту» тремя неделями ранее, еще в Москве, следующее: «Задача на Евро – выигрыш золотых медалей».
Кончилось все по-черномырдински – как всегда. Россия вылетела из турнира, как пробка, – первой из всех участников.
Вот такой у нас был футбол – сами рашен-деревяшен (и робкие, и функционально не готовы, и опыта нет), а на трон залезть горазды.
Ладно, кто старое помянет, тому глаз вон. И потому я искренне экс-главе РФС сочувствовал, когда после матча со шведами один из наших новых футбольных чиновников стал, как говорят, бахвалиться во все горло: вот, мол, вам, вы не могли 20 лет выйти из группы, а мы с первого захода сделали. Стыдобища из репертуара провинциальных театров, за которой наблюдала вся верхушка УЕФА.
Колосков, знаю, сдержался и не ответил. Да и что отвечать – сборная за последние три года, имея колоссальную поддержку государства и спонсоров, все же не играла в финале Евро и не брала золото Олимпиады. То есть лучший колосковский результат не превзошла.
О том, как работал менеджмент старого и нового составов РФС и кто там кого реально «сделал», мы еще поговорим. А пока о «ленивых», «сварливых», «неопытных», «не умеющих вести единоборства» российских футболистах. О мифах о российских игроках, которые развеял Хиддинк. О том, почему робкие и функционально не готовые летали в Австрии и Швейцарии по полю.
МИФ ПЕРВЫЙ. НАШИ ИГРОКИ ЛЕНИВЫ И НЕ УМЕЮТ БЕГАТЬ
Сборная по ходьбе с мячом.
В России три беды – дороги, дураки и сборная по футболу.
Сборная России наконец-то быстро бегает на тренировке. К пивному ларьку у ворот базы…
Кто хотя бы раз не слышал эти анекдоты о сборной?
– Мы не глухие. Знаем, что половина России над нами смеется: «Да куда они поехали? Зачем? За деньгами, что ли? Все равно ведь проиграют!» Пусть так считают, – говорил мне еще на сборе в немецком Роттахе Константин Зырянов. – Мы ведь не можем это запретить. Пусть считают, что сборная России по-прежнему – 10 несчастных и один Бесчастных…
Как ни странно звучит, сборная в 20-х числах мая действительно была похожа на команду несчастных. Специально заглянул в свой блокнот – вот короткие выжимки из него.
26 мая, утренняя тренировка, продолжительность – один час 34 минуты. Мяч команда получила на 63-й минуте занятия.
26 мая, вечерняя тренировка, продолжительность – один час 52 минуты. Мяч получили на 60-й минуте.
И так – с незначительными вариациями – каждый день до 3 июня включительно, до игры с литовцами в Бургхаузене.
Получается, физической подготовкой команда занималась с 19 мая, первого дня тренировок в Москве, по 3 июня. Фундамент «Русского чуда» – 16 дней напряженнейшей работы под руководством Раймонда Верхейена. Хиддинковский помощник, на мой взгляд, и есть главный чудотворец. В разговоре с коллегой Соколом Раймонд сказал то, о чем в принципе говорили многие наши спецы: методики иностранцы переняли у Лобановского и других советских ученых.
– Я бы не стал говорить о полнейшем сходстве подготовки Лобановского с хиддинковской методикой, – сказал мне Вагиз Хидиятуллин – наш знаменитый защитник, который был в сборных СССР созыва 88-го и 90-го годов. – Тогда федерация футбола давала максимум времени тренеру – в начале года сборную увозили, как правило, в Коверчано – известную итальянскую базу, где мы и готовились около месяца. Там Лобановский, как я выражаюсь, заливал команде бензин – давал основу основ. А летом, уже перед началом чемпионата, подготовка была немного иной – очень интенсивной. Тренировки были не столь длинными, но, повторюсь, очень интенсивными. В расчете на максимально быстрое восстановление футболиста после скоростного рывка. В итоге мы шли по нарастающей – в 88-м на Евро был тяжелый первый матч с голландцами, второй против Ирландии, а вот в третьей игре против Англии нам как будто попутный ветер дул!
Разность в подходах, как видим, есть – только во времена СССР тренеру сборной могли дать игроков на целый месяц клубные наставники. Такое сейчас, не сомневаюсь, невозможно.
А вот кто мешает использовать методики Лобановского в своей работе тренерам нашей премьер-лиги, я понять не могу. Тот же Хидиятуллин рассказывал мне, что в Коверчано Лобановский, образно выражаясь, проводил по три тренировки в день – две для команды, одну – для итальянских коллег.
– Я сам несколько раз видел там Капелло. Был и Липпи. За сборной Союза многие подсматривали.
В числе 48 лучших футболистов Евро по количеству километража девять (!) наших футболистов. Девять! При этом три первых места занимают россияне Семак, Зырянов и Жирков. Из нашей основы в ТОП-48 не попали по понятным причинам только вратарь Акинфеев и не игравший в двух первых матчах Аршавин.
По скорости рывка наши тоже на ведущих позициях – Торбинский и Жирков по скорости (максимальная 31,32 км/ч) уступили только форвардам Оличу и Ван Перси и поделили третье место по этому показателю.
Сейчас в наших клубах премьер-лиги есть спецы по физподготовке. Все, безусловно, специалисты квалифицированные. Только я понять не могу, почему футболисты, приезжая в сборную в разгар сезона, теряют по 4 кг, как Павлюченко. Чем тогда в «Спартаке» занимается австриец Тони Берецки, тренер по физподготовке, и что сейчас, после Евро, он может рассказать игрокам, увидевшим в сборной совершенно другой подход?
Верхейена в сборной не будет – до ЧМ-2010, если мы, конечно, отберемся в ЮАР. Но кто мешает пригласить этого улыбчивого флегматичного парня в один из клубов нашей премьер-лиги. И кто мешает нашим тренерам поднять методики советских спецов прошлого века?
МИФ ВТОРОЙ. ИГРОКИ СБОРНОЙ НЕ УМЕЮТ ВЕСТИ ЕДИНОБОРСТВА
Два ответа из прошлого на один и тот же вопрос: «Почему сборная так плохо готова физически и проигрывает единоборства?»
— Система виновата. Система воспитания молодых игроков, которая не закладывала фундамента психологической, технической, функциональной подготовки. Система не давала им расти и вырастать в высококвалифицированных футболистов. Многих приходится доводить до ума уже в клубах, но там нет возможности подолгу индивидуально заниматься с каждым молодым новобранцем. У нас нет общенациональной программы работы с детьми, нет условий для нормального творческого роста. Поэтому уровень игры футболистов — не их вина, а их беда. Не случайно сейчас мне вспоминаются слова Старостиных в подобных ситуациях: «Нам нечем жарить».
Еще одна цитата в ту же тему:
— На всех уровнях сборных команд, начиная с пятнадцатилетних и заканчивая первой сборной, мы проигрываем в атлетизме. Мы, если обратили внимание, в одном и том же темпе играем весь матч. А соперник прибавляет. Скажу больше – мы ведь смотрим наших мальчишек с 15 лет – с того момента, когда начинаем формировать сборные. Набираем сорок человек, проводим медобследование. И из сорока человек нет ни одного полностью здорового! Практически у ста процентов кариес. Нет ни одного здорового юноши, пришедшего в сборную команду! Значит, это уже проблемы не только футбола, а всего государства.
Первый абзац – слова Олега Романцева в интервью «Советскому спорту» в июне 2002-го, на следующий день после поражения от бельгийцев на ЧМ. Второй – Вячеслава Колоскова опять же в интервью нашей газете через два дня после конфуза в Португалии на Евро.
Японско-корейский чемпионат мира запомнился мне выносливостью корейцев и безволием сборной России в матче против тех же бельгийцев. Безволием и бессилием что-либо изменить – вся страна, думаю, помнит плач Сычева после того матча? Португальский Евро – статистикой Ролана Гусева, который умудрился в первом матче с Испанией проиграть 12 из 12 (!) единоборства на своем фланге испанцу Висенте.
С тех пор мало что изменилось – детский кариес по-прежнему непобедим, и в государстве, как и во все времена, много проблем. А вот с единоборствами и физподготовкой справились. Для меня один из самых ярких эпизодов Евро случился в матче с греками, когда Торбинский (рост 170 см, вес 60 кг) вынес в рекламные щиты грека Сейтаридиса (185 см, 78 кг). За свой силовой прием наш полузащитник не получил даже предупреждения, грек еще в первом тайме попросил замену, а Билялетдинов после игры раскрыл секрет злости одноклубника: «Да Торбу сырым мячом кормят».
Это, конечно, шутка. Но она куда лучше рассказов о повальном кариесе и плохой государственной системе, вы не находите?
МИФ ТРЕТИЙ. НАШИ ИГРОКИ ВСЕГДА УСТРАИВАЮТ НА КРУПНЫХ ТУРНИРАХ СКАНДАЛЫ
Нет смысла в очередной раз перечислять те скандалы, которые в сборной были до Хиддинка. Ни один (!) турнир не обошелся без конфликтиков и конфликтов. Далек от мысли считать, что в нынешней сборной все идеально. Знаю, что еще в Москве после игры с Казахстаном один из лидеров нашей команды сказал Виталию Мутко: «Что мы как нищие? Почему у нас так мало формы?»
Слова эти дошли до ушей Хиддинка. Формой, но уже в Германии, команду совсем скоро завалили.
История с премиальными была донельзя затянута – договор был подписан за неделю до начала Евро. Ситуация в один из моментов стала критической – ясности все не наступало, Виталий Мутко был занят делами нового министерства в Москве, а футболисты пахали на сборах за неясные перспективы.
Тогда в один из вечеров Гус, у которого система премиальных прописана в его договоре с «Национальной академией футбола», пригласил Акинфеева, Семака, Зырянова, А. Березуцкого и Аршавина. Тренер, по моей информации, сказал, что вопрос будет совсем скоро решен.
Спустя двое суток на сбор приехали подчиненные Мутко (сам Виталий Леонтьевич появился в расположении сборной лишь за несколько дней до Евро, пропустив все сборы, что тоже выглядит симптоматично – учитывая любовь Гуса к невмешательству в его дела) и договор был подписан.
Ситуация у нас в сборной такова, что тренер вынужден решать вопросы, никак не связанные с «фишками и доской». Гус, к счастью, это понял и за многие мелочи жизни брался лично – в итоге за весь турнир у нас не было ни одного мало-мальски серьезного конфликта. А в своем финальном фактически интервью, которое он дал коллеге Соколу, довольно жестко потребовал – сборной нужен генеральный менеджер!
МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ. СБОРНАЯ РОССИИ – САМАЯ ЗАКРЫТАЯ КОМАНДА
Рекорд, который можно только повторить, но не превзойти – все тренировки сборной России на сборах перед Евро были открытыми. Больше того, на занятия могли приходить болельщики. Что они с удовольствием и делали. В Роттахе-Эгерне люди, многие из которых были эмигрантами из бывшего СССР, усаживались прямо у скамеечки возле поля, в Леоганге местные власти оборудовали трибуну человек на пятьсот, и лишь в некоторых случаях, когда Гус решал внезапно перенести занятие с четырех часов дня на десять утра, там были проплешины.
Как же это разнилось с тем, что было в Португалии четыре года назад и Японией образца 2002 года!
В Японии, по рассказам коллег, тогдашний пресс-секретарь сборной Виктор Гусев выводил игроков к воротам базы ночью – команду попросту закрыли. Четыре года назад ярцевская сборная провела две открытые тренировки для… журналистов. Еще одна была внезапно отменена, когда толпа репортеров уже стояла у ворот базы. Впрочем, справедливости ради, в Португалии в «Русском доме» были организованы две встречи команды с болельщиками.
В Леоганге Хиддинк не закрыл команду даже после утренней тренировки на следующий день после поражения от Испании в первом туре. Игрокам тогда, если помните, досталось – и бегать не могут, и по мячу плохо бьют, и в валенках их можно обыграть… Хиддинк, знаю, подозвал Бородюка и Корнеева – те перевели, после чего Гус собрал команду и сказал успокоительную речь. Мол, все нормально, это просто надо перетерпеть и не отвечать, совсем скоро вам будут хлопать.
Выходит, вопрос не в том, что кричат с трибун, а как на это реагировать?
МИФ ПЯТЫЙ. ВЫХОДНЫХ ИГРОКАМ ДАВАТЬ НЕЛЬЗЯ – НАПЬЮТСЯ
Игорь Семшов на вопрос чешского журналиста о том, в чем разница между российскими и иностранными тренерами, ответил коротко:
— В доверии. Вот за полтора суток до игры нам дали выходной. Такое раньше было невозможно представить. И мы не хотим потерять доверие тренера.
Выходных на этом Евро было четыре. За это время «желтая пресса» ловила футболистов пьющими пиво, курящими сигареты, – и Хиддинк не реагировал. И глуп тот, кто считает, что Гус об этом даже не узнал. В доказательство того, что тренер прекрасно осведомлен о материалах пишущей и снимающей прессы, расскажу об одном довольно показательном эпизоде.
В один из выходных Гус попросил журналистов вообще его не трогать. Один из российских ТВ-каналов, нарушив этот запрет, снял, как Хиддинк играет в теннис с тренерами Корнеевым и Бородюком, а также своей подругой Элизабет. Сюжет вышел в эфир, и Гус узнал это спустя всего несколько часов и устроил выволочку корреспонденту, снявшему «сенсационные» кадры из-за кустов.
Тренер никогда не контролировал, в каком состоянии возвращаются футболисты на базу и возвращаются ли к оговоренному сроку. Да и контролировать было нечего – команда по большей части проводила время с семьями, ловила рыбу на озере или отправлялась развеяться в близлежащие города…
Хиддинка, к счастью, интересует только то, готов ли футболист умирать за команду на поле. И это совсем не миф. И это здорово.