Прежде чем перейти к статистической подборке игр с командами из этих стран, для начала определимся с понятием "карлики". Без всякого сомнения, к ним относятся Андорра, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Сан-Марино и Фарерские острова – страны, которые на карте мира можно углядеть лишь вооружённым глазом.
Небольшую дискуссию в стенах редакции вызвало включение в этот список Кипра, чья территория почти в 58 раз больше, чем у Лихтенштейна, сегодняшнего соперника сборной России в отборочном матче ЧМ-2010. Впрочем, в то же время остров Афродиты в 1845 раз меньше нашей страны. Однако в данном случае мы исходили не столько из территориального принципа, а скорее спортивного, ведь до недавнего времени киприоты на футбольных полях Европы особых успехов не добивались и воспринимались такими же проходными соперниками, как и команды из всех карликовых стран.
Как выяснилось после подсчёта всех игр, именно киприоты и доставили россиянам больше всего хлопот, отобрав у подопечных Бориса Игнатьева в конце марта 1997 года два драгоценных очка. В отборочном цикле чемпионата мира 1998 года сборная России оказалась не в самой сильной компании - с командами Болгарии, Израиля, Кипра и Люксембурга. Потерю двух очков на Земле обетованной вполне можно было назвать плановой, хотя бы потому что главный наш конкурент, болгары (на тот момент полуфиналисты ЧМ-94), уже в стартовом туре потерпели в Израиле поражение. Роковой же, как позже выяснилось, стала та самая ничья на острове Афродиты.
Матч, состоявшийся в маленьком городке Паралимни, россияне могли и должны были выигрывать с крупным счётом. И даже в тот момент, когда серб с кипрским паспортом Синиша Гогич на 31-й минуте поразил ворота Станислава Черчесова, мало кто сомневался в конечной победе. Тем более что спустя две минуты Игорь Симутенков замкнул прострел Андрея Канчельскиса и сравнял счёт.
Однако время матча шло к концу, но цифры на табло стадиона не менялись - голевые моменты друг за другом транжирили Валерий Карпин, Александр Мостовой, Игорь Колыванов и тот же Симутенков. Апофеозом же стал эпизод в компенсированное арбитром время, когда после навесной подачи, исполненной Омари Тетрадзе, хозяева забыли про Мостового, но тот с близкого расстояния непостижимым образом по воротам промахнулся.
Мостового в итоге сделали главным виновником той ничьей: после матча на Кипре один из лучших российских игроков того времени больше года не вызывался в сборную, пропустив 13 игр. Лишь только после того как Игнатьева у руля национальной команды сменил Анатолий Бышовец, Мостовой вновь получил приглашение.
Что до последствий той ничьей для самой российской сборной, то она стоила ей первого места в отборочной группе, которое давало прямую путёвку на французский мундиаль. Можно, конечно, вспомнить и приснопамятный матч Болгария – Россия имени Вацлава Крондла – чешского арбитра, не назначившего в той игре по разным подсчётам от 4(!) до 11(!) явных пенальти в ворота хозяев. Но это, как говорится, уже другая история. Проиграв в Софии, россияне не сумели преодолеть сито стыковых матчей и уступили путёвку в финальный раунд ЧМ-1998 итальянской сборной.
С остальными "карликами" сборная России имеет стопроцентную статистику побед – их она побеждала всегда, в любой обстановке и при любых обстоятельствах. Но вовсе не без проблем. Вспомним хотя бы квалификацию к ЧЕ-96: 6 сентября 1995 года в городе Тофтир россияне гостили у команды Фарерских островов. Забив быстрый гол (на девятой минуте отличился Мостовой), гости откровенно расслабились и спустя три минуты пропустили ответный мяч. Но самое интересное началось в дебюте второго тайма, когда один из многочисленных Йонссонов в составе Фарер убежал с центра поля к нашим воротам и обыграл Черчесова – 2:1. К чести нашей команды, в оставшееся до конца встречи время она провела четыре мяча и заработала непростые три очка.
Ещё один матч, который стоит упомянуть, это поединок с Андоррой в рамках отборочного цикла ЧЕ-2000. Как и в матче с Фарерами, россияне достаточно быстро открыли счёт (отличился Виктор Онопко) и посчитали, что дальнейшее развитие успеха – лишь дело времени. В итоге едва не поплатились за расслабленность. На 37-й минуте Алексей Смертин сфолил в штрафной на Хулио Санчесе, а Хусто Руис с 11-метровой отметки переиграл Александра Филимонова. От позора команду Олега Романцева в тот вечер спас второй за матч точный удар головой Виктора Онопко.
Что же до истории встреч нашей команды с Лихтенштейном, то тут стоит выделить матч, состоявшийся 26 марта 2005 года. Команда, возглавляемая Георгием Ярцевым, в Вадуце к 37-й минуте матча повела со счётом 2:0. Болельщики нашей сборной уже настроились на очередной разгром над "карликами", но не тут-то было. На 40-й минуте Томас Бек произвёл то ли прострел, то ли удар – и мяч затрепыхался в сетке ворот Вячеслава Малафеева.
Малафеев, пропустивший необязательный гол, стал в итоге героем матча. В добавленное арбитром время голкипер "Зенита" ликвидировал чистый выход один на один, который устроили лучшему игроку хозяев Марио Фрику его партнёры. Времени на исправление ситуации к тому моменту уже не оставалось, и, если бы не Малафеев, отбор на чемпионат мира можно было заканчивать уже тогда.
Кстати, та квалификация стала для лихтенштейнцев самой успешной в их истории. Команда из крошечного государства одержала две победы (причём крупные!) над Люксембургом с общим счётом 7:0, дома отобрала очки у словаков и даже остановила в Вадуце гранда, сборную Португалии – 2:2. Ту игру наверняка ещё долго припоминали бы "европейским бразильцам", если бы не последующий за конфузом разгром главного конкурента по группе. Под горячую руку подопечных Луиса Фелипе Сколари, если кто забыл, попалась как раз сборная России, опозорившаяся в Лиссабоне 1:7.