Президент «Локомотива» Ольга Смородская подчеркивает в интервью, что человек она «околофутбольный», но ей есть с кем посоветоваться по сугубо спортивным вопросам. Не так давно в руководящий штаб «Локо» вошел Алексей Смертин.
«НАШИ РАСХОДЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ИНВЕСТИЦИЯМИ»
Должность Смертина звучит как «советник президента». Сейчас Алексей сосредоточен на селекции. Заниматься ею – самая пора. И потому звонят отовсюду – в ближайшие дни-недели кто-то наверняка придет в команду. Или уйдет.
– Какие задачи ставит перед вами руководство? Чем собираетесь заняться до начала чемпионата?
– На данном этапе – не только приобретением игроков, но и трудоустройством. У нас достаточно людей, которым предстоит перейти в другие клубы, в том числе на правах аренды. Если с нашей стороны следуют расходы на трансферы, то в дальнейшем они должны быть признаны успешными инвестициями.
–И как вы, согласно названию должности, даете советы президенту Смородской.
– Допустим, рассматриваю игрока и прихожу к выводу, что он может подойти «Локомотиву». Докладываю о наличии такого варианта. Далее обсуждаем вопрос детально.
– Как стало возможным ваше назначение?
– Это было осенью. Позвонили из клуба, пригласили на беседу с президентом. «Локомотив» решил сотрудничать со мной как с футболистом, некогда выступавшим за команду, а также прошедшим школу зарубежных чемпионатов.
Так совпало, что спустя несколько дней после первого звонка команду «Локомотива» по пляжному футболу награждали в Черкизове (в составе «Локо» Смертин стал чемпионом России-2010. – Прим. ред.). Можно сказать, я пришел на стадион уже в новом качестве.
– Вы еще, помнится, отказались бежать круг почета.
– Потому что пришел на стадион не в спортивном костюме, а в цивильном. Признаться, отвык от спортивной одежды. Мне куда комфортнее в брюках, пиджаке плюс рубашка и галстук.
– Зачем вам потребовалось попробовать себя в пляжном футболе?
– Адреналин! Острых, ставших привычными ощущений не хватало. А здесь – официальный уровень, команда называется «Локомотив», что для меня не пустой звук. Контракта у меня не было. Забавно проходили переговоры с президентом пляжного «Локо». В моих словах проскочило: мол, бутсы на гвоздь повесил. А президент отвечает: «В пляжном футболе бутсы не нужны, так что пускай и дальше висят».
– Вы являетесь депутатом Алтайского краевого законодательного собрания. В Барнауле работает футбольная школа вашего имени. Хватает времени на эту деятельность?
– Как депутат в собраниях участвую ежемесячно. Но, видимо, ближайшее придется пропустить. Школа действует. Недавно два парня из Барнаула приехали на просмотр в школу «Локомотива», один из них, 13-летний, остался.
«ВИДИМ ЯНБАЕВА НА ПРАВОМ ФЛАНГЕ»
– Январь-февраль – жаркая трансферная пора. Опишите вашу роль в переговорах и сделках.
– Встречаюсь и с агентами, и с футболистами, как в случае с Андреем Ивановым. Не раз видел Андрея в деле. И посчитал его приобретение уместным. Левый фланг обороны представлялся нам проблематичным: мы видели Янбаева справа, так как он правша. Иванов же «левоногий». Вижу в нем не просто футболиста, но и человека стремящегося, увлеченного своим делом. Солидарен с Красножаном, сказавшим: «Достижения футбольной карьеры исчисляются не заработанными деньгами, а трофеями».
– Уверены ли вы, что Иванов достался «Локомотиву» не по остаточному принципу?
– В свое время «Томь» арендовала Андрея у «Спартака». Он регулярно выходил в основном составе томичей, заметно прибавил. Вернувшись в «Спартак», стабильно выходил в основе.
– Как рассказывала Смородская, вместе с вами в клуб пришел Алексей Зинин.
– Я принял косвенное участие в его приглашении. В самом деле мы работаем рука об руку, у нас – тандем. Безусловно, у Алексея есть понимание футбола, и он хорошо знает российских игроков.
«Я ТОЖЕ УЧУСЬ»
– Как относитесь к тому, что в высшем руководстве российских клубов практически не осталось выходцев из футбола, одни лишь ставленники крупного бизнеса?
– Не это главное. На память сразу приходит президент «Бордо» Жан-Луи Трио. Он не играл в футбол. Любимое занятие президента – пригласить всех в замок на обед, угощать вином с последующей экскурсией по погребам. Трио, как сказали бы у нас, человек не от футбола. Но в клубе все отлажено, и за финансами он следит четко.
Полагаю, мой футбольный опыт позволяет компетентно обсуждать дела с Ольгой Юрьевной, подсказывать. Не скрою, и сам многому учусь у нее. Президент знает, как управлять этой махиной под названием «ФК «Локомотив».
– Находясь на трибуне во время игры, Смородская ведет себя весьма эмоционально. Привстает во время атак «Локомотива», кричит «бей!», «накрывай!» и т.п. В Анталью все же добрался один фанат «Локо».
– Вы чем-то удивлены? На подобные проявления реагирую совершенно нормально. Вот только Ольга Юрьевна спокойствия моего не принимает: «Почему за наших не болеешь?»
Знаете, я сейчас читаю весьма познавательную книгу «Как не стать заложником», она о различных жизненных ситуациях. Так вот, оказывается, проблема мужчин, не позволяющая им стать долгожителями, в том, что мы не умеем выплескивать эмоции. Как правило, мужчина вынужден сдерживать в себе и радость, и горечь. Скажем, не может всплакнуть или кому-нибудь пожаловаться. Так вот, наблюдая за Ольгой Юрьевной, я вспоминаю о выводах автора книги: вот почему женщина живет дольше мужчины!
– В команде поговаривали, что советник президента выразил на днях желание отыграть в двухсторонке 45 минут за молодежный состав.
– Правда. Но я раздумал.
– Почему?
– Вот представьте: лет десять не был на сборах – так, чтобы команда уезжала далеко и надолго. Солнце светит, поля идеальные. И так самому захотелось выйти на поле! Главный тренер молодежного состава Волчек согласился: «Займешь позицию в центре». Захотелось получше подготовиться к игре – и накануне отправился спать пораньше. Просыпаюсь – мандраж. Легкий, правда, мандраж, но со мной подобное случилось впервые за три года. Не смог бы выйти на поле «шаляй-валяй», привык, что каждая игра – это ответственность. Вопросы к самому себе замучили. Вдруг не пойдет? Вдруг кого-то травмирую или сам сломаюсь? Впереди «Кубок Легенд». Наверное, мне не стоит рисковать. Спасибо Волчеку за доверие. Как и ему, мне кажется, что присутствие опытных игроков подстегивает молодежь.
– Давайте расставим все точки над «i». Почему вы прервали карьеру в позапрошлом году?
– Все началось с того, что, будучи игроком «Фулхэма», осознал, что уже не получается действовать на своей позиции, как прежде. Ушла скорость. Тренер не видел меня в составе, и я решил расторгнуть контракт.
«Спартак» проявлял интерес; по этому поводу общались с Валерием Карпиным. Было бы интересно поработать с Валерием как со старшим товарищем, являвшимся для меня примером в сборной. Была возможность заявиться как свободному агенту после закрытия трансферного окна летом 2008-го. Но волокита затянулась, идея не прошла. Спустя несколько месяцев интерес «Спартака» поубавился, да я и сам осознавал: время ушло.
На среднем уровне играть не захотел. Хотя клубы сулили хорошие деньги. Звали в Узбекистан, как я шучу, в пару к Ривалдо, в Израиль и другие страны. Но после стольких лет карьеры уже не гонишься за деньгами. Решил закончить достойно. Все равно спустя год-два уход стал бы неизбежен.