В эксклюзивном интервью «Нашему «Локо» центральный защитник команды
Ведран Чорлука рассказывает об устройстве хорватского футбола, переходах в «Манчестер Сити» и «Тоттенхэм», а также о работе Кучука.
Загреб, Запрешич
– Ты родился в Боснии, но футболом начал заниматься в академии загребского «Динамо». Как ты попал в этот клуб? – Когда в Боснии началась война, мы с семьей переехали в Загреб. В одной из местных газет отец увидел объявление о наборе в школу «Динамо». В этом клубе я и провел 12 следующих лет.
– Хорватские футболисты выступают за сильнейшие команды Европы. В чем здесь секрет?– Тяжело выделить какую-то определенную причину. Если говорить о «Динамо», то школа этого клуба, на мой взгляд, одна из трех лучших в Европе. Все знают ее выпускников. Уже много лет академия подтверждает свой уровень.
– Назови тройку лучших молодых хорватов прямо сейчас.– Матео Ковачич – 10-й номер миланского «Интера». Парню всего 19, но он очень хорош. Еще Ален Халилович из загребского «Динамо» и Тин Едвай, защитник «Ромы».
– В 2004 году тебя арендовал «Интер» из Запрешича. До этого там выступали Лука Модрич, Эдуардо да Силва и еще несколько воспитанников загребского «Динамо». Между клубами было какое-то соглашение?– Да, такой договор был. Самые талантливые игроки молодежной команды отправлялись туда в аренду. Так получилось, что у нас сложилась отличная команда. Все ребята – игроки молодежной сборной Хорватии. В итоге мы закончили чемпионат на втором месте, а «Динамо» финишировало седьмым. Нам не хватило совсем немного, чтобы стать чемпионами, – в последнем туре проиграли «Хайдуку». Этот сезон стал для меня одним из лучших в карьере. Для молодого футболиста очень важно играть и иметь поддержку тренера. Тогда все становится куда проще.
«Манчестер Сити», Руни, такси
– Хорватский рынок ориентирован исключительно на продажу. Как происходит первый переход молодого хорвата в иностранный клуб?– Первое, что нужно понимать, – в Хорватии нет денег. Клубы, которых много талантливых игроков, чаще всего просто дикуют футболистам, где продолжать карьеру.
– А в твоем случае?– Расскажу одну историю. На сайте «Динамо» Загреб у каждого игрока в профиле была его любимая европейская команда. И в моей анкете стоял «Манчестер Юнайтед». Естественно, я хотел перейти в «МЮ», но самое большое предложение пришло от «Манчестер Сити». 12 миллионов за 20-летнего игрока, который сыграл всего 7-8 матчей за сборную! Уже через неделю я вышел на поле в дерби против «Юнайтед», так мы еще и обыграли их. Это был словно сон.
– Другие клубы на тебя выходили?– Из того, что знаю точно: «Эвертон», «Милан» и дортмундская «Боруссия». Но их предложения были куда ниже той суммы, которую готов был отдать «Сити».
– В Манчестере ты работал под руководством Свена-Йорана Эрикссона. Что это за тренер?– В первую очередь – отличный человек. Много внимания уделял атмосфере в команде. Почти каждые две недели мы всем составом ездили ужинать вместе. А в итоге добились неплохого на тот момент результата.
– Перед матчем с «Ливерпулем» Эрикссон заявил, что не знает, как остановить Джеррарда. Был ли игрок, которого не мог остановить ты?– Уэйн Руни. Я уже играл в «Тоттенхэме», матч с «МЮ», мы ведем 2:0 к перерыву. Но второй тайм… Руни был на таком кураже, что дважды просто пронесся мимо меня, и я даже увидеть его не успел. Во втором тайме «Юнайтед» перевернул всю игру, забив пять мячей. Это было очень обидно, но подобные поражения мотивируют работать над собой. Чтобы больше такое не повторилось.
– Самый необычный случай, с которым ты столкнулся, выступая за «Манчестер Сити»?– Однажды мы играли в Сандерленде, это 200 километров от Манчестера. На игру поехали 18 человек, а в итоговую заявку попали 16. Во время предыгровой разминки один из игроков получил травму. Персонал команды стал звонить этим двум парням, а они просто уехали на такси в Манчестер (смеется). Пришлось обойтись 15 игроками.
– Какого цвета Манчестер: красный или синий?– Он всегда был синим! «Сити» – рабочий и настоящий городской клуб. За «Юнайтед» болеют только из пригорода и области.
– Три любимых места Чорлуки в Манчестере.– Стадион «Сити», тренировочная база и итальянский ресторан «Сан-Карло».
«Тоттенхэм», суд, Рамос
– Ты отыграл за «Сити» один полный сезон и три матча в следующем, после чего ушел в «Тоттенхэм». Неужели клубы не смогли договориться о твоем переходе до начала чемпионата?– Это был цирк. Мне даже самому пришлось делать трансферный запрос в клуб. Мы были на Евро-2008, и после матча с Польшей люди из «Тоттенхэма» спросили, есть ли у меня желание переехать в Лондон. Я хотел остаться в Манчестере, но ответил, что перейду, если они договорятся с «Сити». Все вроде было в порядке, я вернулся в «Манчестер Сити», и мне сказали: «Мы готовы тебя продать». За 12 миллионов евро, что-то около того. Раз так, я решил согласиться на переход. Обо всем договорился и уехал в Лондон. Сижу там, прошло уже 5-6 дней, а трансфера все нет. Звонит мне тренер «Сити» Хьюз и говорит, что нужно возвращаться. Я говорю: «Никуда не поеду, меня продают». Тогда Хьюз пошел к президенту «Сити» и заявил, что если Чорлуку продадут, он покинет свой пост.
В это время «Тоттенхэм» играл товарищеский матч с «Ромой». Я сказал лондонцам, что если перед этой игрой не буду представлен болельщикам, вернусь в Манчестер. Так и получилось: я поехал назад, отыграл за «Сити» три отличных матча. Но я-то уже хотел перейти в «Тоттенхэм»! Мне говорили то да, то нет. Мне все это надоело, и я сам сделал трансферный запрос и в последнюю минуту трансферного окна переехал в Лондон.
– А что все это время делал президент «Тоттенхэма»?– (Смеется). Леви вообще хотел судиться с «Сити» и звонил по этому поводу президенту английской премьер-лиги. Я ведь уже прошел медосмотр, должен был подписать контракт. За 12 дней до этого сфотографировался в клубной форме, оставалось только представить меня болельщикам, а тут такое.
– В Лондоне ты начал играть под руководством Хуанде Рамоса, которого сняли практически в начале сезона.– У Рамоса была одна большая проблема. Он пытался привнести в быт игроков то, к чему в Англии никто не привык. Например, за день до игры заезжать на базу. Он постоянно говорил по-испански, а переводчик не мог передать всю суть, потому что сам был испанцем, выучившим английский язык. Но мы все уважали Хуандо, знали, каких успехов он добился с «Севильей», – все-таки дважды взял Кубок УЕФА. Но начало того сезона «Тоттенхэма»… 8 матчей, 2 очка. Его уволили прямо в ночь перед игрой, в отеле. А на следующее утро к нам приехал Реднапп.
– При нем ситуация улучшилась.– Харри всегда говорил: «Что я буду вас учить? Вы знаете о футболе больше, чем я, вы выступаете за сборные своих стран. Я менеджер, я вас всех собрал, так что делайте свою работу». Мы и делали.
Бэйл, Ассу-Экотто, Бекхэм
– В «Тоттенхэме» было много талантливых молодых футболистов.– Да, это правда. Например, Джованни дос Сантос. Отличный футболист, но его стиль игры не проходил в Англии. Дэнни Роуз, Кайл Уолкер, который стал играть вместо меня…
– А Бэйл?– Гарет первые два года ничем особенным не выделялся, обычный игрок. Но потом он совершил такой скачок, что его уже было не остановить. У него все получалось на тренировках. У Бэйла такая «физика», какую крайне редко можно встретить у футболиста. Тогда в «основе» играл Нико Кранчар, забивал голы, ассистировал. Но после попадания Бэйла в стартовый состав Нико стал играть совсем мало.
– Ассу-Экотто как-то сказал, что даже не знает, как выглядит ван дер Варт, хотя это было после их совместной тренировки. Бенуа – действительно странный тип?– Он постоянно злой какой-то. В матче со «Сток Сити» я даже чуть с ним не подрался. К футболу относится, исключительно как к работе, – после тренировки вся команда остается смотреть Лигу чемпионов, а ему это неинтересно. Хотя игрок хороший и парень нормальный. А ван дер Варт… он постоянно держался один, ни с кем не общался. Ставил себя выше других.
– «Сити» – «Юнайтед» или «Тоттенхэм» – «Арсенал»?– «Тоттенхэм» – «Арсенал». Особенно запомнился матч, где мы проигрывали 2:4, но забили еще два мяча на 90-й и 93-й минуте. К тому моменту половина наших болельщиков уже покинула стадион. Зато для тех, кто остался, это был один из лучших моментов в их жизни. Пятеро из них даже выбежали на поле. В итоге Леннон праздновал свой гол вместе с болельщиком.
– Однажды тебе удалось потренироваться с Бекхэмом.– Это было супер – тренироваться с таким игроком и человеком, как Дэвид. Очень открытый, со всеми легко общается. А что касается игровых качеств… Его правая нога – я ни у кого такого не видел, мяч каждый раз летел точно туда, куда хотел Бекхэм. Настоящий профи.
– А что за история произошла в перерыве матча «Байера» с «Барселоной»? Читал, Кадлец и Фридрих сцепились из-за футболки Месси.– Эти слухи преувеличены, но футболку они и вправду хотели. Не каждый же день играешь против Месси. А футболка – хорошая память. Поэтому их желание было вполне объяснимым. Хотя я в этом отношении спокоен: если предложат, всегда поменяюсь, но бегать ни за чьей майкой не буду.
«Локомотив»
– В «Локомотиве» ты уже второй сезон. С кем общаешься больше всего?– Саша Самедов, Н’Дойе, Крешич.
– Ты говорил, что для тебя в молодости была важна поддержка тренера. В «Локомотиве» на правах старшего помогаешь ребятам?– Вот, например, сегодня на тренировке я работал в паре с Миранчуком. Я давно сформировал свое мнение по поводу этого парня. Леша – огромный талант, и если он не станет большим игроком, в этом будет только его вина. А по поводу помощи – я всегда открыт. Прекрасно помню, что для меня в молодости значил разговор со взрослым футболистом. Если им что-то нужно, я помогу. Так же, как и любому другому игроку «Локомотива». Даже если кому-то нужна тарелка из моей квартиры, я принесу ее.
– После выступлений в серьезных клубах, под руководством известных тренеров, какое мнение ты сформировал о Кучуке?– Он очень много работает над тактикой. Каждый игрок в «Локомотиве» знает, что ему делать на поле в каждый момент времени. Наш тренер – абсолютный фанат футбола. Он живет этой игрой, работает с огромной страстью. Поверьте, когда ты так относишься к тому, что делаешь, – тебе все обязательно вернется. И, наверное, нам уже начинает возвращаться.
пресс-служба ФК "Локомотив" | Виктор Степанов