В интервью «Советскому спорту» Мануэл Да Кошта откровенно говорил о своих слабых и сильных сторонах. Пусть характер – не сахар, зато прыгаю выше всех.
«В ЛОНДОНЕ СТАЛ ЖЕРТВОЙ ПРОВОКАЦИИ»
– Одно из первых упоминаний о вас в российской прессе – это новость об отказе португальского защитника перейти в «Спартак». «Не поеду в «Спартак», потому что чемпионат России непривлекателен», – сказали вы.– Опровергаю. Никогда не контактировал со «Спартаком», не давал такого интервью, а поехать в Россию согласился с первого раза. Возможно, меня перепутали с другим Да Коштой, таких много. Пусть все услышат: чемпионат России сложен, проявить себя здесь – немалое достижение.
– Вскоре после вашего трансфера в «Локо» всплыла история: гражданка Великобритании после посещения одного из баров обвинила вас в домогательствах.– История произошла в Лондоне. Все подробности дела были в суде. Никаких обвинений ко мне нет. Меня приговорили к уплате штрафа за методы самообороны во время инцидента. Заплатил порядка 250 евро.
– Виной всему, догадываюсь, стал ваш темперамент?– Скорее, профессия. В Лондоне идет буквально какая-то охота на известных людей. Спровоцировать, допустим, футболиста, вбросить историю в прессу, вытряхнуть денег – некоторые личности преследуют именно такие цели. Со мной такое случилось в первый раз. И в последний.
– Когда вы объяснили суть инцидента руководству «Локомотива», нашли понимание?– Во время переговоров я предупредил, что мне предстоит поездка в Лондон на заседание суда. Президенту «Локомотива» я все объяснил, она в курсе подробностей. Я получил поддержку от президента.
– Сообщалось, что в раздевалке вы однажды подрались с Яном Дюрицей.– Правда в том, что мы несколько раз дискутировали. Но никогда не дрались. Мне нравится, что «Локомотив» – коллектив неравнодушных. И как решаются все вопросы. Есть диалог, благодаря которому мы объединены вокруг единой цели.
Хочу сказать вот о чем. Я не изучал подробно заявки команд, но мне кажется, что наша команда самая молодая по возрасту из первой восьмерки. Не каждая молодая команда на равных сыграет с обладателями еврокубков «Зенитом» и ЦСКА.
«МОЙ ТЕМПЕРАМЕНТ – НЕ ПОМОЩНИК»
– Роман Шишкин свидетельствовал о ваших первых днях пребывания в команде: Да Кошта тяжело адаптируется, нервничает…– Когда я впервые услышал, что «иностранцу в России нужно время, чтобы адаптироваться», воспринял это как клише. Но пришлось испытать на себе. Понимание осложнено буквально всем. Оказываешься в городе – теряешься, потому что Москва по укладу и образу жизни ни на кого не похожа. Не понять, что написано на указателях, в магазинах общение как между немыми. К команде пришлось привыкать. Допустим, в раздевалке смеются, а я не знаю, по какому поводу. Мой темперамент – не помощник в сложных ситуациях. Я мог грязно выругаться на французском и иногда выглядел нервным. Зато сейчас все иначе. Понимаю, пусть отдаленно, что говорят русские ребята. В моем обиходе уже сотни слов. Адаптировался к Москве, воспринимаю ее уже намного лучше.
– И как новые впечатления?– Красная площадь очень красивая. В ГУМе много магазинов с модной одеждой. Когда мы с друзьями пришли в Мавзолей, я не ожидал увидеть то, что увидел. Я сказал: «Уля-ля».
– Россия – Европа или Азия?– Москва, безусловно, европейский город. И футбольные команды участвуют в еврокубках, – смеется Да Кошта. – Но в Москве много от Азии. Это смешение. Еще поражает достаток людей. Когда я еду на базу (по Кутузовскому проспекту. – Прим. авт.), то вижу невероятной стоимости автомобили. Их так много, этих автомобилей! Такое богатство, наверное, благодаря нефти и газу.
– Для разнообразия впечатлений стоит спуститься в метро или прокатиться на электричке.– В московском метро никогда не ездил. У меня неприятные ассоциации с Парижем. Там подземка очень опасная, сплошной криминал.
«ЭМЕНИКЕ БЫСТРЕЕ ВСЕХ В РОССИИ»
– Один из сотрудников клуба поразился: «Да Кошта доволен условиями на сборе. Значит, все и впрямь идеально». Вы придирчивый?– Со мной такое случается: могу выразить недовольство вслух или жестом показать. Забываю об этом спустя минуту, а персонал запоминает. Не скрою, жалуюсь на синтетику. Не люблю «Лужники». Тренироваться под куполом в Черкизове мне тоже не очень нравится. Правая нога, которую прооперировали в прошлом году, начинает ныть больше обычного. А в Португалии все идеально. Мало того, что условия в порядке, так еще рядом океан. Люблю дышать морским воздухом.
– Так вот в чем кроется ваша провальная игра со «Спартаком» – в синтетике.– На синтетике я играю намного слабее. Против «Спартака» в «Лужниках» выглядел плохо.
– В курсе, как о вас отзывались эксперты – ветераны нашего футбола – после матча в «Лужниках»?– Ни разу не читал российских газет. Вернее, мне не пересказывали. Расскажите.
– Обозреватель нашего издания Евгений Ловчев считает вас медлительным по меркам российской премьер-лиги. По итогам последнего матча со «Спартаком» вам здорово досталось.– К ветеранам отношусь уважительно. Но, если судить по французским экспертам, все они уверены, что футбол тридцатилетней давности был лучше, чем теперешний. Смысл с ними дискутировать? Вспомните, господин Ловчев быстро бегал, когда был игроком?
– Не видел его игру вживую. Но утверждают, что Янбаева точно обогнал бы.– Давайте вспомним, кто от меня убежал. Эменике! Написал ли эксперт, что Эменике – самый быстрый футболист в России?.. А вообще он прав, ваш эксперт. Пусть критикует. Я не совершенный человек. Не самый быстрый. И, к сожалению, не робот, чтобы заставить организм всегда работать на все сто процентов. Подсознание дает сигнал: ты устал, дружище, не отрабатывай на сто процентов, достаточно на 80. И ты борешься с подсознанием: надо бы по максимуму. Это вечная борьба разума и организма на фоне усталости. И если у Ловчева всегда было сто, я его поздравляю.
«ПРЫГУЧЕСТЬ ДОСТАЛАСЬ ОТ ПРИРОДЫ»
– Не расстраивайтесь. Зато Ловчев признает: он никогда бы не выпрыгнул так высоко, как вы. И ваш партнер Тарас Бурлак сказал, что хочет научиться у вас летать.– Тарас сказал? О, Тарас сделал мне приятное, не откажусь от комплимента! Я знаю, что прыгаю высоко. Умею зависать в воздухе. В прыжке я часто ощущаю превосходство. Ну и сам рост у меня немаленький.
– Кто вас готовил?– Никогда не проводил специальной прыжковой подготовки. Это все от природы. Я чувствую силу здесь, здесь и здесь (поочередно указывает на мышцы ног. – Прим. авт.).
– А вратаря сборной России Вячеслава Малафеева вы перепрыгнули дважды.– Это редкость – забить в одном матче два похожих мяча. Оба момента были неоднозначными – вратарь мог успеть первым. Но в такие моменты внутри меня включается автомат: прыгни изо всех сил, достань этот мяч! Малафеев, возможно, не ожидал от меня такой прыти. В следующий раз он может это учесть и выручит своих.
– Сентябрьский матч с «Зенитом» (4:2) был особенным, спустя несколько дней после авиакатастрофы, в которой погиб хоккейный «Локомотив». Вспомните, что в перерыве происходило в раздевалке? Вы поняли речь Лоськова?– Мы уступали в счете. Лоськов говорил, но специально для меня не переводили. Я и так понял: парни, давайте встряхнемся, сегодня такой день... Никто жестко не говорил: либо выиграем, либо… В конце концов это не повинность – обыгрывать «Зенит». Но мы были обязаны биться, как мужчины, и делали это до последнего. Победа была великолепна. Мы отдали ради нее все. И посвятили ее погибшим хоккеистам.
«СЕГОДНЯ – РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ!»
– Вернемся к теме межсезонья. В курсе ли вы, что некоторые команды премьер-лиги выехали на сборы с семьями?– У нас был трехнедельный отпуск. За это время мы отлично отдохнули. Все рассказывали друг другу, куда ездили, с кем виделись. Как развлекались. Первые сборы – время, когда надо забыть об отпуске и переключиться на самоотверженную работу, – таков мой ответ.
– Кого бы пригласили пожить на сбор, позволь такую вольность Коусейру?– Пока я одинок, – вздыхает Да Кошта, но его глаза тотчас загораются. – Зато, знаете, у меня сколько родственников? Бесчисленное множество. Во Франции, Португалии, Марокко, Бразилии, Италии…
Словно в подтверждение этих слов Мануэл подвел меня к двум мужчинам, которые терпеливо дожидались его в соседних креслах.
– Знакомьтесь: это мой папа Жозе, дедушка Мануэл, в честь которого меня назвали… Они приехали навестить меня. Сегодня – родительский день!
– Россия! – воскликнул вдруг дедушка. – Во время Евро будем болеть за Россию.
Как я понял из объяснений, дедушка Мануэл очень недоволен, что его внука не приглашают играть за сборную Португалии. Поэтому одним сочувствующим у нашей сборной будет больше.
Я оставил счастливых родственников с их любимым Ману. Папа и дедушка как раз начали распаковывать гостинцы.
Бодров А.