Полузащитник "Локомотива" не считает нынешнее лидерство команды полноценным успехом, рассказывает о своих не менее талантливых приятелях, которые зарабатывают по 12-13 тысяч рублей, и называет всех футболистов непростыми.
ПРИЧИНЫ УСПЕХА "ЛОКОМОТИВА"? О КАКОМ УСПЕХЕ РЕЧЬ?
– После матча с "Крыльями Советов" вы сказали: "Серебро? Да я вообще не знаю, что это такое". За прошедшие недели выяснили?
– (Смеется.) Да, в Википедии прочитал! Оказывается, за второе место дают серебряные медали... Я и не в курсе был. Конечно же, я тогда просто пошутил. Но когда команда идет на первом месте, второе уже воспринимается как неудача. С другой стороны, серебро – это в принципе большой успех. Тем не менее, мы вкладываем много сил, чтобы взять золото, и любой другой результат сейчас разочарует.
– У "Локомотива" шесть домашних матчей подряд – с одной стороны, хорошо, с другой - вы не расслабитесь сильно? Мол, дома играем, точно победим, какие проблемы-то…
– Честно говоря, я уже года два не смотрю, домашний матч или гостевой. Естественно, я в восторге от наших болельщиков, всегда круто, что они так здорово поддерживают команду. Но именно в игровом смысле сильная команда не перестает быть таковой, если выезжает из своего города. "Зенит", "Спартак", ЦСКА и другие клубы оказывают жесточайшее сопротивление и в Питере, и в Москве, и в условном Урюпинске.
– О лидерстве "Локомотива" говорят даже слишком много, потому спрошу кратко и по существу: назовите три причины успеха команды.
– Вы о чем? Какой у нас успех? Мы разве выиграли что-то?
– Первое место в чемпионате России занимаете.
– Я никогда не смотрю на промежуточный результат. Есть отрезок от начала до конца. И пока он не завершится, говорить о чем-то глупо. Да, мы играем великолепно, но еще ничего не добились.
Вот я скажу сейчас: "Локо" добился невероятного успеха! А через полтора месяца мы закончим чемпионат на каком-нибудь четвертом месте. Люди будут надо мной смеяться. И правильно сделают. Потому что рассуждать о достижениях слишком рано.
– Хочу прояснить: у вас в трудовой книжке все же написано "атакующий полузащитник" или "опорник"?
– А я и не видел своей трудовой книжки (смеется). Но я переходил в "Локомотив" как атакующий игрок. И люблю быть ближе к нападению. Просто от нехватки опорников в свое время меня поставили на эту позицию. И пошло-поехало...
Я не скрываю, что хочу играть под нападающим. Но если завтра Кучук скажет: "Мага, справа в защите надо выйти". Выйду, сыграю, отдам всего себя.
– И тем не менее, раздражает, когда просят снова исполнить опорника?
– Ох, опорная зона... Не хочу туда возвращаться. Честно – устал. Опять-таки я подчиняюсь тренеру беспрекословно. Но футболисты тоже люди, и мне нравится играть атакующего полузащитника.
– Подытоживая: Кучук видит вас в атаке?
– Да. Не просто же так он постоянно наигрывает на этой позиции. Я люблю творить. – И снова комментарий после "Крыльев": "Да я такие голы каждый день на тренировках забиваю!" Скромно, Магомед, скромно.
– Опять-таки просто шутка. Каков вопрос, таков и ответ. Но вообще на тренировках-то забивать просто. А вот когда выходишь на поле... 15 метров кажутся 30-ю! А штрафная площадка попросту огромной. Входишь в нее и думаешь: "Блин, а ворота все еще так далеко, вот незадача"...
При этом люди смотрят футбол по телевизору и говорят: "Господи, эти игроки просто бездарности! Что там сложного-то? Получил, отдал, пнул по мячу в угол. Я вам честно скажу: очень трудно на поле. Тем интереснее, когда что-то получается. Тот же гол "Крыльям": в динамике, когда я был сконцентрирован только на игре, думал, что забил издалека. А как посмотрел повтор... Ну, гол как гол, тоже мне. КУЧУК УБЕДИЛ НЕ УХОДИТЬ ИЗ "ЛОКОМОТИВА"
– Двигаемся дальше: начало этого сезона, в команде одновременно Тарасов, Тигорев, Михалик, Сапатер, а тут еще и покупают звездного Диарра. Явно в основу. Почему Оздоев в такой момент не ушел из "Локо" в аренду?
– Предложений было много. Из премьер-лиги, ФНЛ я даже не рассматриваю. Я не великий игрок, просто если поднялся на уровень высшего дивизиона, зачем спускаться ниже? Лет в 35, быть может, с удовольствием закончу карьеру в родном "Ангуште". Но сейчас...
Решил остаться в "Локомотиве". Потому что это не просто место работы, поверьте. Я люблю клуб с детства. И за последние годы привязался к нему еще больше. "Ну конечно, пусть заливает этот Оздоев, он так говорит только потому, что у него контракт с "Локо". Перейдет в другую команду – и начнется та же песня", – наверняка подумают многие болельщики, прочитав интервью. Но я говорю совершенно искренне. Хотя не буду врать: в начале сезона хотел уйти в аренду.
– Что остановило?
– Не что, а кто. Кучук. Я постоянно разговаривал с ним о своей ситуации. И он убедил меня в том, что все нормально. Что шанс дадут. Что меня ценят. Не хотят отпускать. Просто нужно время. Я поверил. – И правильно сделали.
– Именно. Станиславович – серьезный человек, слов на ветер не бросает. И теперь все хорошо, не жалуюсь. Я вообще никогда не боялся конкуренции. Если бы боялся – давно бы умер как футболист. Закончил карьеру – и все дела. Но я прекрасно понимаю, что если хочу стать по-настоящему известным, звездным игроком – нужно выдерживать.
Люди часто забывают, что мне всего 21 год. Просто я уже в 18 лет играл в премьер-лиге. Но болельщики как только видят Оздоева вне заявки, сразу кричат: "Что с ним случилось? Все, зажрался, прогуливает тренировки и не хочет работать!" А со мной все в порядке. Мне не 30 лет, я молод и не могу каждый матч играть идеально. Я только на пути к своему пику.
Все футболисты проходили через отсутствие игровой практики. Вспомните того же Кокорина. При Божовиче он вообще не играл, за дубль гонял. Ушел Миодраг – и Саня стал лидером "Динамо" и сборной. – Отличный пример для подражания.
– Так и есть. Я рад за Кокору, он уверен в своих силах, знал, что все получится. Просто молодым нужна вера. Когда тренер понимает, что ты выйдешь на поле и принесешь пользу, это сразу окрыляет. Но в футболе всякое бывает.
Один тренер мне сказал перед первым матчем сезона: "Мага, прости, но я доверяю только опыту". При этом я наигрывался на всех сборах, меня хвалили. И тут, за день до старта премьер-лиги узнаю такое. Какие интересные новости... Но я ведь не буду спорить с тренером. Даже если мне дико обидно. Молча кивнул и пошел работать. И спустя месяц уже был основным игроком "Локомотива".
В первом туре мы обыграли "Динамо", потом поражение в Перми, ничья с "Ростовом", баранка с "Крыльями" и, наконец, долгожданный матч с "Волгой".
– Фантастика – это было три года назад, а вы перечисляете так быстро и уверенно, будто вчера выходили на поле.
– Ну вы ведь помните, у каких футболистов брали интервью? Потому что это дело вашей жизни. Так и у меня с матчами. Как их забыть? Особенно с "Волгой", когда меня выпустили за 15 минут до конца при счете 0:0, и я забил победный мяч. Жизнь поменялась за один миг. К лучшему.
Я это к тому, что любой тренер может сказать тебе все, что угодно. Но в твоих силах изменить его мнение.
– С Кучуком, подозреваю, подобных неприятных откровений не случалось.
– Естественно. Мы с тренером всегда говорим искренне. Он ничего от меня не утаивает. Как и от остальных ребят. Я вообще не помню, чтобы так много общался с тренером. К Кучуку всегда можно придти и высказать собственное мнение.
Когда он возглавил "Локо", я только восстанавливался после операции. Мне нужно было время, я боялся рецидива. И тренер все это прекрасно понимал, помогал.
– То есть, на нынешнего тренера никогда не было обиды из-за решений не ставить в состав?
– Конечно. Многие не понимают, как тяжело набрать форму после операции. В любом случае, как только я это сделал – Станиславович сразу оценил мою работу. – Бывало, чтобы он высказывал мнение о вашей игре, с которым вы категорически не согласны?
– Нет. Бурные споры – это не про нас. Кучук – главный тренер, он все решает. Он объясняет мне: "Мага, я хочу, чтобы ты играл так-то и так-то". Нет проблем, буду делать, как он сказал.
МНОГИЕ СМЕЯЛИСЬ: "ЧЕЙ ЭТО РЕБЕНОК В ШОРТАХ БЕГАЕТ ЦЕЛЫМИ ДНЯМИ?"
– Видел много фотографий футболистов из отпуска: у всех одни Мальдивы и Карибы, и чуть ли не у вас одного – семья, скромная обстановка, родная Ингушетия явно выделялись на общем фоне.
– Справедливости ради, я тоже провел неделю в Дубае, просто фотографий оттуда почти не выкладывал. Но на самом деле семья для меня – это главное в жизни. На Мальдивы успеем еще. А сейчас намного важнее родные.
Я всегда тоскую по Ингушетии. Да, я привык к Москве, но все же... Скажу так: большое количество людей мне как раз нравится. А вот машин... Хочется больше тишины, умиротворения. В столице с этим большие проблемы.
Особенно когда ты личность публичная. Нельзя толком выйти из дома, что-то сделать, "поприкалываться" с друзьями, в конце концов. Тут же тебя кто-нибудь снимет, выложит фотографию в Интернете, а потом начнутся разговоры: "Да этот Оздоев ничем не занимается, только по клубам и ходит!". Кому-то всегда интересно про тебя говорить. Чаще всего, неприятное. И несправедливое.
– Хорошо, что конкретно вы делали на родине? Просыпались и...
– Шел гулять. Чистейший воздух, потрясающая атмосфера, родные края... Потом обратно, пообщаться с близкими, покушать, спокойно отдохнуть. Вечером в футбол с друзьями, куда без этого.
– Играли один против всех?
– Да вы что, там парни не хуже меня с мячом обращаются! А то и лучше. Некоторые вообще красавцы! И футбол круто понимают, и техника, и удар сумасшедший... Я и рядом не валялся по таланту (смеется).
– Никто из друзей не подходил к вам со словами: "Маг, может, устроишь просмотр в "Локо", а?"
– Они умные пацаны. И понимают, что не все так просто. Тем более у них уже своя сложившаяся жизнь. Ну, как сложившаяся... Работают, получают по 12-13 тысяч рублей в месяц. Но таковы реалии, они не могут их изменить. Притом я правда считаю, что некоторые из ребят способны были стать профессионалами хорошего уровня. Но в них просто не верили. – Кто?
– Родители. Говорили: "Какой футбол – иди учись!" Конечно, маму с папой в такой ситуации можно понять. Тем более если человек реально увлекся футболом – он уже не будет всерьез учиться. 100 процентов. По себе знаю. Когда выходил на поле – забывал обо всем. Мы с ребятами брали мяч, шли на поле к 8 утра и уходили в 22 часа. Не раньше. Там уже шутили старшие: "Слышь, малышня, вы стадион что ли арендовали?" После такой нагрузки сил на школу не оставалось. Брали с собой тетрадки, папки и... клали их на скамейки, а сами бежали мяч пинать.
– Так ваши родители не требовали: "Хватит ерундой заниматься, учись!"
– Нет. Потому что они в меня верили. Знали, что я хочу стать профессионалом. И папа в 10 лет поставил передо мной выбор: или спорт, или обычная жизнь, школа. Но с одним условием: если футбол, то я должен пахать больше всех. Я выбрал любимую игру.
В итоге, просыпался в 5 утра, молился – и на стадион. Там бегал кросс, 3-4 километра. Приходил, принимал душ, спал часок и в 7.40 вставал и отправлялся в школу. Вечером пробегал еще больше – километров 5. Выходных, по сути, не было. Когда все радовались каникулам, у меня, можно сказать, начинался "спортивный лагерь". Под присмотром отца еще чаще бегал, качался, занимался собой. В том числе – зимой. Снега по колено, но это не преграда. Одевался и носился по сугробам. Так жил много лет.
– Я сейчас как будто биографию великого спортсмена читаю.
– Если хочешь чего-то добиться – надо вкалывать. Вот вы если стремитесь стать знаменитым журналистом, что-то для этого делаете? Смотрите футбол, изучаете, общаетесь с тренерами. В любой профессии есть куда стремиться. И я не исключение. Но просто так в этой жизни ничего не бывает.
Вы ведь не приехали сюда с мыслью: "Э, ну сейчас пропустят на базу, меня же все тут знают, я из "Спорт-Экспресса", такой крутой. Спрошу у Маги: "Как дела?" – и все будет путем". Разумеется, не так. Вы готовили вопросы, изучали мою игру. Так же и мы, футболисты. На голом таланте ни в одной профессии не выедешь.
– Сколько раз появлялась мысль в детстве: "Да ну все эти мучения к черту, лучше бы учебу выбрал".
– Постоянно! Чуть ли не каждое утро думал: "Зачем я так стараюсь, какой смысл...". Потом приходил к маме, жаловался на отца, на то, что гоняет меня... Но мать напоминала, что это мой выбор. И я должен идти к своей цели до конца, а не ныть.
Хотя реально порой все доставало. В том числе – окружающие. Многие смеялись: "Что ваш ребенок делает? Бегает как дурак целыми днями в каких-то шортах. Стыдоба". Сейчас эти же самые люди видят меня и сразу возбужденно кричат: "Привет, Мага, ты такой молодец!".
– Папа до сих пор заставляет бегать кроссы?
– А то! Я дома из-за него даже сейчас не могу отдохнуть (смеется). Вот вернулся из Дубая, на радостях и забыл, что мне надо тренироваться. Поехал в магазин за продуктами, время – три часа дня. Звонок от отца: "Ты где, черт возьми?! Я уже 40 минут тебя на стадионе жду...". Естественно, пришлось срочно лететь туда.
– То есть сборы с командой – это ерунда по сравнению с отцовскими?
– Да, у папы все в разы жестче! У нас в команде все исключительно профессионально. Просто папа меня гоняет, так сказать, от души. И поблажек не дает.
– Он всю жизнь такой требовательный?
– Да. Помню, как играл еще за "Терек", и по окончании сезона приехал домой. А у меня как раз через месяц был назначен просмотр в киевском "Динамо", и... семь лишних килограммов. Отец посмотрел и сказал: "Чтоб через три часа был на стадионе". А я только добрался утренним автобусом из Грозного, еще и зима выдалась холодная. Но отец сразу поехал в магазин, купил форму и приказал тренироваться. Я пытался возмущаться: "Пап, я полчаса назад приехал, дай хоть денек-другой придти в себя". Но, естественно, в итоге я в срок был на стадионе.
Кстати, у нас тогда и весов-то не было. Отец их специально купил, чтобы понять, сколько кило мне надо скинуть. Еще и бедра измерил. Проволокой.
В общем, каждый день мы приходили на стадион, и он предлагал мне на выбор: 10 кругов по 400 метров или тест Купера. Это чуток меньше расстояние получается, но на время. – И что выбирали?
– Решил все же три километра вместо четырех пробегать (смеется). А вечером в спортзал. Благо у меня друзья-каратисты, чемпионы мира по кудо. И я с ними занимался. Через три недели сбросил 10 килограмм. С тех пор, за четыре года в весе не прибавлял. Ни разу. – Такой тренер по физподготовке и "Локомотиву" не помешал бы.
– Папа не согласился бы. Хотя очень любит футбол. Это он привил мне страсть к передачам. Я с удовольствием просто отдаю мяч, по воротам могу даже не бить. В детстве было такое правило: играй в два касания, если третье – сразу пощечина.
Сейчас папа даже каждую тренировку мою разбирает. Не говоря уже о матчах. Что ему понравилось, что нет, что нужно улучшить... ТТД считает, каждую мелочь изучает. – Мнения Кучука и отца не запутывают вас? Один говорит одно, второй – другое...
– Нет, все-таки у Леонида Станиславовича более конкретные указания. Папа просто дает советы. Слушаюсь обоих (смеется).
– Отец вами доволен?
– Да. Если нет – я его знаю... В детстве вообще было страшно в такой ситуации. Сейчас уже привык, не боюсь.
– Слушаю вас и понимаю, что даже в 35 не дадите слабины.
– Пока жив я, пока жив отец – так и будет. Всегда приятно, когда о тебе заботятся. При этом критику я нормально воспринимаю. Когда она объективная. В общем, у меня есть идеальный личный тренер, который меня никогда не бросит. – Как и "Локомотив"?
– Я обожаю свой клуб, но сравнивать с семьей все же не корректно. К тому же в футболе всякое случается. Сегодня ты эталон, любимец болельщиков и тренера, а завтра тебе говорят: "Мага, ты нам не нужен, всего доброго". Я в жизни столько таких сцен видел... И ничего, люди справляются.
А в футболе готов ко всему. Тем более часто черпаю мудрость из интервью других игроков. Широков, Игнашевич очень много интересного рассказывали в прессе. – Что именно вас трогает в их словах?
– Как они говорят о карьере, о том, как преодолевать трудности, не сдаваться. Пример Широкова вдохновляет. Он прошел через столько проблем: от армии до игры в жутких условиях, но где Роман сейчас? Правильно, ключевой футболист сборной. Когда читаешь высказывания Игнашевича, Широкова, Роббена, Абидаля, других коллег, понимаешь, что ты не один такой. Непростой.
ТЕСТ ОЗДОЕВА – 2000 КИЛОМЕТРОВ НА ВЕЛОСИПЕДЕ
– И снова о вашей активности в социальных сетях: иногда казалось, что страничка в Инстаграме не ваша, а Фелипе Кайседо, уж больно много фотографий с ним. Как теперь живете без эквадорского друга?
– Он правда был моим хорошим другом. И вообще в команде Кайседо все очень любили. Великолепный человек, да и футболист отменный. Жаль, что у него не все получалось в "Локомотиве". Честно, я не понял, почему Фелипе ни с кем не попрощался. Не то чтобы мне обидно, но странно. Впрочем, у него на то наверняка были причины.
– Не удивило, что вместо реализации амбиций в Европе, он уехал в ОАЭ на заработки?
– А почему я должен был удивиться? У каждого свой путь. Конечно, всегда легко осудить.
– Знаю, что раньше вы катались по Баковке на велосипеде. Когда делали это последний раз?
– У нас был тренер по физподготовке Женя Стукалов. Так он приезжал в Баковку на велике! И я у него пару раз просто его арендовывал. Наворачивал круги по базе. Ну а что, я люблю катать. Сейчас вот дом дострою и куплю пару новых велосипедов.
– Может, тоже будете от дома до базы колесить?
– Так я дом строю в Ингушетии (смеется). 2000 километров предлагаете на велике осилить? Ну что ж, вот это будет настоящий "тест Оздоева"!
Мага умнеет, вкупе с его спортивностью злостью, это очень хорошо, такие люди нам нужны. И еще действительный плюс у нас в команде практически все, умные парни не зацикливающиеся на футболе, а смотрящие во всех направлениях, меня это очень радует!
Вот чем наш клуб выгодно отличается от остальных команд, так это тем, что у нас в команде собраны не просто хорошие игроки, а отличные люди. И молодежь хорошая, и в основе все приятные, добрые, умные люди. Тем приятнее за такую команду болеть. Вообще, так и подбивает сравнить локомотив с Дортмундской Боруссией, благо и в стиле игры что-то схожее есть. Почему-то кажется, что Кучук тоже никогда не купит "талантливого засранца".