СУББОТА. АНДОРРА-ЛА-ВЕЛЬЯ. ФЕРМЕР ПЕПЕ (СПРАВА) ДЕМОНСТРИРУЕТ КОРРЕСПОНДЕНТУ «СОВЕТСКОГО СПОРТА» АНДРЕЮ БОДРОВУ ТО, ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ ЕГО ОГОРОДА ПОСЛЕ НАБЕГА РОССИЙСКИХ ФАНАТОВ.
Маленькие андоррские трагедии: незваные гости из России порушили забор, ободрали яблони, закидали футболистов фруктами, нагадили на месте трапезы – об этом инциденте «Советский спорт» писал в субботу. Наутро после драмы корреспонденты «Советского спорта» встретились с фермером Пепе, участок которого прижат к арене «Коммуналь», откуда гости бомбардировали яблоками поле. Материальный ущерб значителен, но куда больше – моральный…
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РЕДКОЙ ПРОФЕССИИ
В качестве вступления позвольте привести энциклопедические данные о развитости сельского хозяйства в Андорре, чтобы оценить все отягчающие обстоятельства: «С/x в Андорре ограничено тем, что лишь 2 процента земель пригодны для обработки. В этой отрасли занято менее процента населения».
Наши соотечественники нанесли урон представителю редкой в Андорре профессии, который на своем горбу натаскал не одну тонну удобрений, прежде чем на скалистом плато собрали первый урожай.
Пепе за 60. Он не молод и вечно в трудах. Потомственный фермер, в столице Андорры он знает каждого и каждому знаком. В молодости Пепе по наследству получил около полутора гектаров земли, которые он решил использовать под сельскохозяйственные угодия. В севообороте в разные годы участвовали картофель, капуста, морковь, томатные и кабачковые культуры. Также высажены яблони и груши.
Пепе и пара его помощников по сей день покрывают практически все потребности своих семей в продуктах питания, а основную часть урожая сдают на реализацию. Главная гордость хозяйства – универсальный мини-трактор, который, по словам фермера, умеет все.
Пепе не догадывался, что в один прекрасный день тихая жизнь кончится: на соседнем участке власти затеят футбольный стадион, который назовут «Коммуналь». Впрочем, соседство это оказалось условным – от трибун к огороду так просто не перемахнешь: нужно вскарабкаться метров двадцать пять вверх по отвесной стене, что под силу лишь опытным альпинистам, либо идти далеко в обход.
Пепе — не большой любитель футбола. Но он получил уникальную возможность в перерывах между работой в упор наблюдать за матчами и тренировками местных команд. Обзор поля с верхней точки — идеальный, игру видно куда лучше, чем с низеньких, в четыре ряда трибун.
«ПОЛИЦИИ ТАК БЫЛО УДОБНЕЕ»
Поднимаемся медленно в гору; повсюду разбросаны бутылки из-под спиртного и яблоки. Накануне здесь явно активно закусывали. Чем ближе к хозяйству Пепе, тем больше бутылок и разбросанных плодов.
Ворота нараспашку. Наш герой Пепе, обхватив голову руками, сидит на корточках на картофельном поле, вплотную прилегающем к границе стадиона. В глазах – безысходность. Прежде чем мы познакомились, не спрашивая имен и не интересуясь целью нашего визита, он начинает тараторить о чем-то на испанском. Жалуется. Просим перейти на французский (второй государственный язык). Пепе сбавляет темп.
— Смотрите, что произошло! Ворота сломаны. Изгородь перекошена. А здесь рос картофель: его выкапывали руками, а потом разбрасывали (в самом деле — на площади примерно 80 квадратных метров сорвана ботва, а на месте клубней – воронки. – Прим. авт.). Столько яблок и груш оборвали – мне кажется, треть урожая! За что мне это? Кто за это ответит?..
Кстати, яблочки-то – аппетитные! С разрешения Пепе мы сорвали с ветки парочку «джонатанов» — крупные, сочные. Уже дозрели.
— Вы писали заявление в полицию? — Я растерян и не знаю, как поступить. Ущерб имеется, и немалый, но я пока затрудняюсь его оценить. В том, что произошло, виновата полиция. Во время матча я сидел дома. Мой товарищ-болельщик позвонил мне со стадиона и говорит: «К тебе в сад залезла молодежь». – «Много?» – «Сотня или даже больше». Я попросил его подойти к полицейским, чтобы навели порядок. Но те ничего не стали предпринимать.
— Струсили? Или поленились? — Им так было удобнее. Чтобы не было драк.
«МУСОР ВЫВЕЗУ НА ТРАКТОРЕ»
— В прошлом не случалось ничего подобного? Андорра не первый год проводит здесь домашние матчи. — Сюда разные болельщики приезжали. Гости всегда веселятся, выпивают, конечно. Но ко мне в сад никогда не залезали, не безобразничали. И никому не приходило в голову бросать яблоки на поле.
— Вам жалко своего труда, оказавшегося напрасным? — Мне не жалко, что русские поели яблок. Они такие вкусные, правда? Вежливых гостей я и сам бы угостил. Но они вели себя как варвары. Мне сейчас так гадко. Я тружусь на участке с утра до вечера, поливаю по расписанию. В Андорре даже картофель трудно выращивать – земля малоплодородная, одни камни. И вдруг кто-то приходит и плюет на твой труд. Хоть бы мусор с собой забрали. Его придется теперь на тракторе вывозить.
— Непрошеные гости тоже читают прессу. Можете передать им слова или пожелания. Или с открытым письмом обратиться. — У меня нет слов. Но я бы посмотрел им в глаза.
— Приезжайте на ответный матч. Пепе впервые за время разговора улыбнулся:
— Ну, тогда я их за уши потаскаю!
P.S.
Корреспонденты «Советского спорта» очень спешили в аэропорт, но постарались принять посильное участие в устранении последствий. Символом примирения России с андоррским фермером стал собранный нами пакет с мусором.
ПРЕЗИДЕНТ РФС СЕРГЕЙ ФУРСЕНКО: ПОПРОБУЕМ РАЗОБРАТЬСЯ В ИНЦИДЕНТЕ
Интервью «Советскому спорту» – как по поводу игры сборной в Андорре, так и относительно инцидента с фанатами – дал глава РФС Сергей Фурсенко.
— Результат в Андорре достигнут, отборочная кампания начата с победы. А вот игру зрелищной вряд ли назовешь. — Не было задачи победить со счетом, скажем, 7:0. Стояла задача выиграть — уверенно и спокойно, без нервов. Это удалось. И игрой, и результатом я удовлетворен. Это очень профессиональная победа. Дик наверняка посмотрел, как может развиваться и улучшаться игра сборной в будущем. Увидел, как работают некоторые связки в сборной.
— Делегат матча наверняка занес данные о поведении фанатов – метании на поле яблок и фашистских выкриках — в протокол. Ждать санкций? — Честно сказать, фашистских выкриков я не слышал, был увлечен игрой. Что касается метания яблок, то их бросали из-за пределов стадиона какие-то люди. Может, они были ангажированы какими-то силами? Я высоко ценю наших болельщиков. Маловероятно, что это были россияне.
— У них был баннер «Орел». — Его могли принести и не наши болельщики. Такова специфика андоррского стадиона, что за матчем там можно наблюдать и с близких холмов. Мы не можем отвечать за тех людей, которые располагаются за стадионом. Что делать? Попробуем разобраться в этом инциденте и узнать, что за дикие люди были на холме. Свяжемся с объединением болельщиков. В понедельник, возможно, сообщим что-то более конкретное.
— Нет ощущения, что из-за своей закрытости, неумения общаться с журналистами и болельщиками сборная становится командой-изгоем, объектом для постоянных насмешек? — Не думаю. Не стоит вспоминать старое в начале нового отборочного цикла. Идет первый сбор, открыта новая страница в истории. Надо быть корректными друг к другу.
— Подписан ли договор по премированию сборной на отборочный цикл к Евро-2012? — Да.
— Какова ситуация с билетами на матч со Словакией? — Интерес большой. Думаю, будет аншлаг.
РУКОВОДИТЕЛЬ ВОБ АЛЕКСАНДР ШПРЫГИН: ПРИНОШУ ИЗВИНЕНИЯ ФЕРМЕРУ ПЕПЕ
Должность президента во вверенной ему организации упразднил Александр Шпрыгин. Отныне «просто» руководитель Всероссийского объединения болельщиков (ВОБ) принес извинения фермеру Пепе, отверг ангажированность «яблочной» акции и призвал фанов образцово поддержать сборную во вторник.
– Кто и зачем оскорблял с пригорка футболистов сборной России и что хотели сказать болельщики, закидав поле яблоками? – Если подойти к этому случаю с долей формализма, то происходящее во время игр вне пределов стадиона не находится в компетенции РФС и ВОБ. Впрочем, мы признаем, что на гору поднялись наши болельщики. Они оказались там, поскольку не хватило билетов в кассах. Я связался с теми, кто взобрался на гору. Выяснил, что там были представлены 23 региона: Москва, Питер, Орел, Пермь... Да, там находились ребята, которые шалили, бросались яблоками. Но никаких спланированных акций против сборной России у них и в мыслях не было. Оскорблений не было тоже. Человек с мегафоном? Юмористический настрой, ничего другого. Вроде бы он предложил Аршавину «проставиться» виски в благодарность за поддержку фанатов. Андорра – офшорная зона, там алкоголь в шесть раз дешевле, чем у нас, вот и родилась у человека шутка. Поверьте, отдельными выкриками наших футболистов не вывести из себя. Это – мужики. Они через многое прошли.
– Сколько билетов для россиян выделила андоррская сторона? – Всего лишь сто. И здесь возникает множество нюансов. Один из методов воздействия ВОБ на болельщиков – билеты. Мы распространяем их среди проверенных групп болельщиков, которые стараются не подводить нас. Но в Андорре на всех не хватило. Многие ребята были вынуждены пойти смотреть футбол к фермеру, поскольку купить билеты с рук было нереально – просили 200 евро за штуку. Полагаю, ребята были огорчены. Добавьте к этому низкий уровень безопасности на стадионе. Полицейских – маленький отрядик. И охраняли они только вип-трибуну. Это чудо, что на поле попытался выбежать лишь один наш соотечественник.
– Фермер Пепе очень расстроен из-за вторжения на его территорию и подсчитывает убытки... – Сочувствую фермеру и приношу ему искренние извинения. Не думаю, что урон будет большим. Возможно, работникам стадиона следует подумать над тем, чтобы установить сетку между полем и фермерским хозяйством – больше яблоком не запустят. У андоррцев в этом плане много опыта – по всей стране установлены сетки безопасности, чтобы камнем, прилетевшим с горы, не убило.
– Англичане не дремлют. Плохое поведение болельщиков – минус нам в борьбе за чемпионат мира. – Пусть англичане цепляются к Андорре. Это у андоррцев проблемы с организацией, а не у нас. Кстати, сами англичане в свое время играли с Андоррой в Барселоне, где с организацией и безопасностью полный порядок.
– Что интересного ждет болельщиков в Черкизове на матче со Словакией? – Организованные болельщики разместятся на Южной трибуне. Обещается красочный перформанс (представление. – Прим. ред.). Содержание – секрет. В перерыве будем чествовать ветеранов – чемпионов Европы 1960 года.
– Ваш призыв перед матчем. – Приходите на футбол! Поболеем образцово! Правда, билетов уже нет…
ВОПРОС РЕБРОМ
ЯБЛОЧКО, КУДА КОТИШЬСЯ?
Наших фанатов в Андорре было не узнать. Некоторые из них отправились на выезд, кажется, лишь для того, чтобы выразить презрение к команде. Во всяком случае, во втором тайме матча с фермерского участка, куда забрались десятки юных россиян, слышались оскорбления в адрес игроков.
Скоро Россия вступит в финальную схватку за право проведения чемпионата мира-2018. «Если мы хотим достигнуть этой цели, то должны хоть на время стать примерными», – сказал мне один авторитетный болельщик. Обратите внимание на словосочетание «на время». А затем, когда чемпионат получим, можно вернуться к исходному состоянию?
Но и на один матч собраться не получилось. В столице Андорры, где щедро наливают в барах, а в полицейском департаменте числится всего несколько десятков сотрудников, нашу молодежь повело в сторону от свободы.
Крохотный стадион «Коммуналь» – удобное место для деклараций и показательных акций. Здесь каждый зритель, как в камерном театре, на виду. И каждый голос слышен.
Андоррские болельщики живо отреагировали на привозное полотнище с черепом и костями. Для них это настоящая экзотика. А для нас – обыденность. В фанатской среде много талантливых художников.
«Хорош играть, кальян стынет!» – надрывно вещал молодой человек в мегафон, когда капитан нашей сборной Андрей Аршавин пытался обыграть на фланге кого-то из андоррцев. Горстка ему подобных валилась от смеха. К мегафону протягивали руки другие желающие сострить.
Аршавин совершает удачное действие – остро пасует вперед – и откуда-то сверху тотчас слышится предложение распить «вискаря» и что-то там «раскурить».
Павлу Погребняку, отметившемуся двумя голами, настойчиво предлагали замениться на Павлюченко, что не могло добавить настроения нашему основному нападающему.
Алана Дзагоева «приложили» по национальному признаку. Слышны и речовки фашистского толка с прославлением дуче Муссолини.
Второй гол в ворота Андорры российские фаны отметили своеобразно: одиночка выбежал на поле (путь преградить некому), а упомянутая группа с горы забросала штрафную площадку яблоками. Наши игроки, памятуя о нелицеприятных выкриках в свой адрес, решили, что и плоды предназначаются для них. Многие обиделись. В раздевалке, по всей видимости, было решено не давать интервью по горячим следам, чтобы не наговорить лишнего.
А «веселье» продолжалось. Полисмен мутузил российского старшеклассника. Юноша пролез через забор к раздевалкам и, выкрикивая несвязное «там май френд», пытался пробиться к нашим. Якобы кто-то из футболистов пообещал ему футболку после матча.
Спустя час на местном автовокзале этот же персонаж станет одним из участников разборки с полицией – водитель рейса до Барселоны пожаловался, что салон захвачен десятком нетрезвых безбилетников из России.
Сложно поверить, что этих пьяных персонажей подкупили, как почему-то заявляли в первые часы после инцидента англичане. Но спросим себя и спортивных боссов: эх, яблочко, куда ты котишься?..
Бодров А., Егоров С.