Высших достижений - двух чемпионских и пяти кубковых титулов - «Локомотив» добился в российский период отечественной футбольной истории под руководством Юрия Семина. Молодой специалист возглавил команду, еще ничего не выиграв в своей тренерской карьере.
В то время как, например, в коллекции Бориса Аркадьева к его первому приходу в лоно железнодорожного транспорта было шесть тренерских побед в чемпионате СССР и три - в Кубке. Столько же чемпионских триумфов на момент приглашения в «Локо» имел Михаил Якушин плюс один кубковый. Константин Бесков успел завоевать со сборной СССР серебро чемпионата Европы, Александр Севидов - два золота советской чеканки и Кубок страны.
Да что ни имя из 19 предшественников Семина, то либо заслуженный мастер спорта, либо заслуженный тренер.
Уточним:
«Локомотив» возглавляли девять заслуженных тренеров СССР, шестеро из которых ранее были произведены еще и в заслуженные мастера спорта, четыре заслуженных тренера РСФСР и четыре заслуженных мастера спорта.Сухой остаток деятельности заслуженных: серебро чемпионата СССР 1959 года, ставшее высшим отличием в тренерской биографии Евгения Елисеева, Кубок СССР 1936 года под руководством первого тренера в истории клуба Алексея Столярова, а потом в 1957 году еще и под водительством Бориса Аркадьева.
Как-то не вяжется этот скудный призовой набор с авторитетом и званиями порой великих футбольных людей, возглавлявших команду. Лишь четверо из этих почти двух десятков - Дмитрий Максимов, Евгений Рогов, Валентин Бубукин и Владимир Радионов - прежде защищали цвета «Локо» на футбольных полях. Последний, кстати, уже после отставки в «Локомотиве» выиграл с молодежной сборной СССР чемпионат Европы.
Что же за трясина засасывала именитых или перспективных специалистов, едва они ступали на железнодорожные пути? Имя ей - кадры. Организовавшись позже других московских команд мастеров - в январе 1936 года, «Локомотив» вынужден был комплектоваться по остаточному принципу: лучшие игроки уже были разобраны. Тренерское искусство в ту пору находилось в зачаточном состоянии, и результат матча делали главным образом футболисты. Однако неизвестно как оказавшийся во главе «Локо» чекист, чемпион страны по греко-римской борьбе Алексей Столяров, на футбольных полях отличавшийся, прежде всего бойцовскими качествами, сумел поднять их на высокий уровень и в своей команде. «Локомотив», не столь звездный, как его главные конкуренты, славился боевитостью, что и позволило ему стать первым обладателем Кубка СССР. И в приведенной ниже таблице, выстроенной по наибольшему «коэффициенту успеха», Алексей Столяров - 4-й в досеминскую эру.
Но железнодорожные руководители уже в те времена требовали большего от команды, до войны лишь однажды не попавшей в шестерку сильнейших. И в 1937 году Столярова сменил француз с бельгийским паспортом Жюль Лимбек, и тоже ненадолго. По разным сведениям Лимбек оставил «Локо» то ли в разгар лета, то ли успел доработать сезон, и в приведенной ниже таблице на его счет записаны все матчи «Локо» в 1937 году.
Далее команду доверили известному московскому футболисту и не менее известному участнику гремевшего тогда актерского объединения «Синяя блуза» Михаилу Сушкову «Что с него было взять, одно слово - артист», - отзывался о Сушкове главный бомбардир довоенного «Локо» Виктор Лавров. Актер-синеблузник потом вошел в историю советского футбола как бессменный председатель детско-юношеского клуба «Кожаный мяч». С командами мастеров он ничего так и не выиграл, хотя сумел внедрить в «Локомотиве» прогрессивную тогда тактическую систему «дубль-ве». Финалом железнодорожной карьеры Сушкова стал полный провал собранной с миру по нитке команды в чемпионате СССР 1945 года, когда «Локо» выиграл лишь один из 22 матчей и впервые отправился в низшую лигу.
Оставим без комментариев работу двух заслуженных - мастера Владимира Блинкова и тренера Бориса Апухтина, а вот «незаслуженный», бывший защитник команды Дмитрий Максимов вернул ее в группу сильнейших, причем с лучшими показателями в нашей второй таблице, освещающей тренерскую деятельность вне высшего дивизиона. И в соревновании с лучшими коллективами страны Максимов - 3-й среди наиболее успешных тренеров. Его неожиданную отставку объяснили болезнью, хотя ходили слухи, что отличавшийся крутым нравом специалист элементарно не поладил с начальством.
Будущий олимпийский чемпион и обладатель Кубка Европы со сборной СССР, а тогда делавший первые шаги в новой профессии Гавриил Качалин обновил состав «Локо», «сходил» с ним во второй дивизион и вернулся, но в 1953 году был все-таки заменен опальным после неудачи нашей сборной на Олимпиаде-1952, но не потерявшим ни квалификации, ни величия Борисом Аркадьевым. Имея опыт комплектования ЦЦКА - знаменитой «команды лейтенантов» из малоизвестных игроков, Аркадьев успешно применил его и в «Локомотиве». В результате страна узнала таких незаурядных футболистов, как Евгений Рогов, Виталий Артемьев, Юрий Ковалев, Игорь Зайцев, Валентин Бубукин, Виктор Соколов, Виктор Ворошилов. В финале Кубка СССР 1957 года они сотоварищи одолели «Спартак», после чего Аркадьева вновь соблазнили армейцы. Его возвращение в «Локомотив» в 1963 году не принесло счастья железнодорожникам, да и личный «коэффициентуспеха» в итоге сильно подпортило. А на аркадьевских дрожжах «Локомотив» взошел до первого в истории серебра чемпионата уже на следующий год под руководством бывшего динамовца Евгения Елисеева. Но прекрасно умевший контактировать с футболистами Елисеев не ладил с начальником команды Николаем Морозовым, и с облегчением принял предложение «Зенита». С тех пор ни Елисеев, ни «Локомотив» на советский пьедестал почета больше не поднимались.
Морозов, обретя полновластие в команде, удерживал ее в первой пятерке чемпионата, но в 1962 году ушел, и началась тренерская чехарда, захватившая в свой водоворот даже Константина Бескова. О полугодии в «Локомотиве» выдающийся тренер вспоминать не любил: всего две победы в 13 матчах могли подвигнуть на увольнение тренера любое руководство, а локомотивское и подавно. До уровня первой пятерки «Локомотив» не смогли поднять ни Валентин Бубукин, ни Виктор Марьенко, с которым железнодорожники дважды вылетали из высшей лиги, ни Евгений Рогов, показавший прекрасный результат в первом дивизионе, но не совладавший с командой в высшем. Михаил Якушин ушел со скандалом, выиграл судебное разбирательство, сделав «Локомотив» объектом насмешек.
Затянувшееся в 1980-е годы пребывание команды в первой лиге не смогли прервать ни заслуженный тренер СССР Александр Севидов, ни будущий заслуженный Владимир Радионов. Лучших результатов неожиданно достиг сделавший себе в «Локомотиве» имя Игорь Волчок - рекордсмен советских времен по стажу пребывания во главе команды (почти 8 лет) и по числу проведенных матчей под его водительством (291). В 1977 году Волчок уверенно вел «Локо» в призовую тройку, но серия необъяснимых провалов на финише оставила железнодорожников в итоге шестыми, что по тем временам тоже выглядело достижением. Однако впоследствии и он оказался не в силах вернуть клуб в лоно сильнейших.
И тогда настал черед Семина.
Алексей НИКОЛЬСКИЙ
© Официальный журнал ФК «Локомотив», № 1 (4), май 2009, стр. 56-57